Резолютивная часть оглашена
23.09.2022 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ" о включении сведений об ООО "РУС-Сервис" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Кинель-Черкасская центральная районная больница (ИКЗ 212637200020263720100101270014339243, извещение N 0142200001321009003, начальная (максимальная) цена контракта - 21 172 805 руб.),
УСТАНОВИЛА:
Согласно обращению Заказчика, Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
04.06.2021 г. между ГБУЗ СО "Кинель-Черкасская ЦРБ" и ООО "РУС-Сервис" заключен контракт N9003 на выполнение работ по капитальному ремонту.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту Объекта (Объектов), указанных в Техническом задании (Приложение N1), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно Техническому заданию, срок выполнения работ по Контракту: с момента заключения контракта по 30.06.2022 г.
Из обращения Заказчика следует, что по состоянию на 15.06.2021 г. Общество к выполнению работ на объекте, не приступило, Заказчиком была направлена в адрес Подрядчика претензия с требованием приступить к выполнению работ на объекте.
06.10.2021 г. Заказчик направил адрес Подрядчика претензию о несоблюдении сроков выполнения работ системы отопления.
28.10.2021 г. Заказчик составил акт о причиненном материальном ущербе.
08.11.2021 г. Подрядчик направил ответ, о том, что недостатки, указанные в акте, устранены.
09.11.2021 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с предложением увеличения цены контракта.
12.11.2021 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо, что не возражает против увеличения цены контракта.
21.03.2022 г. от ООО "РУС-Сервис" в адрес Заказчика поступило письмо с уведомлением о приостановлении выполнения работ на Объекте.
23.03.2022 г. Заказчиком направлено обращение в адрес Министерства здравоохранения Самарской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств с просьбой о рассмотрении обращения ООО "РУС-Сервис" по существу.
31.03.2022 г. от ООО "РУС-Сервис" повторно получено обращение о предоставлении информации по увеличению цены контракта.
01.04.2022 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика ответ на обращение, что предложение об увеличении цены находится на рассмотрении министерства здравоохранения Самарской области.
12.04.2022 г. от Подрядчика поступило обращение об увеличении цены контракта. 14.04.2022 г. Заказчиком на указанное обращение направлен ответ о необходимости соблюдения ряда условий позволяющих увеличить цену контракта.
05.05.2022 от Подрядчика поступило предложение о расторжении контракта по согласованию сторон.
12.05.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика ответ о невозможности расторжения контракта по соглашению сторон в связи с наличием потребности в выполнении работ.
17.05.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика требование о возобновлении работ и предоставления копии журнала выполненных работ.
31.05.2022 в присутствии представителя Подрядчика был составлен акт проверки выполненных работ, с которым представитель Подрядчика не согласился.
Заказчиком 01.08.2022, 26.08.2022 в адрес Подрядчика были направлены требования об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение условий контракта, а также пени за просрочку обязательств по выполнению графика работ.
По состоянию на 05.09.2022 Подрядчиком работы не проводятся и не выполнены, штрафные санкции в установленный срок не оплачены.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 1 статьи 716 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Как следует из пункта 1 статьи 750 ГК РФ если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
05.09.2022 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п.2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.3 ч.12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.13. ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Самарским УФАС России установлено, что между Заказчиком и ООО "РУС-Сервис" велась переписка о наличии обстоятельств, которые препятствуют или могут препятствовать завершению выполнения работ в установленный срок.
Из пояснений ООО "РУС-Сервис" следует, что в ходе выполнения работ было выявлено, что фактический объем работ и требуемое количество материалов для их выполнения превышает объем работ и количество материалов, указанных в сметах. 09.11.2021 Заказчик об указанном факте был проинформирован письмом. 12.11.2021 Заказчик направил ответ с согласием на внесение необходимых изменений в Контракт и попросил подготовить локальный сметный расчет. 17.11.2021 подготовленный локальный сметный расчет был направлен Заказчику. В период с 18.11.2021 по 20.12.2021 внесение изменения в Контракт находилось на согласовании Министерства здравоохранения Самарской области. 03.12.2021 было заключено дополнительное соглашение N2 об изменении объема работ. 20.12.2021 заключено дополнительное соглашение N3 об изменении объема работ. Просили учесть, что переписка с Заказчиком и время, затраченное на согласование дополнительных соглашений, привело к сдвигу сроков выполнения работ, при этом график выполнения работ остался неизменным. До 20.03.2022 работы на объекте выполнялись Подрядчиком в плановом режиме. 21.03.2022, 30.03.2022, 11.04.2022 в адрес Заказчика были направлены письма с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении цены контракта в связи со значительным увеличением стоимости строительных ресурсов. Работы на объекте были приостановлены. 14.04.2022 от Заказчика поступило о письмо о предоставлении актуализированной сметы. 15.04.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика актуализированные сметы. 05.05.2022 Заказчику было направлено очередное письмо с указанием на то, что сроки согласования затягиваются, а сроки окончания работ приближаются, ситуация по исполнению контракта не меняется. Общество попросило рассмотреть вопрос о расторжении контракта, в тоже время, в случае оперативного согласования увеличения цены контракта Общество готово продолжить работы на объекте. 13.05.2022 от Заказчика поступило письмо о том, расторжение контракт невозможно. 17.05.2022 от Заказчика поступило требование о возобновлении работ на объекте. 26.05.2021 Заказчику направлен мотивированный отказ от возобновления работ на Объекте до даты заключения дополнительного соглашения об увеличении цены Контракта и сроков выполнения работ. 01.06.2022 от Заказчика поступило письмо, в котором он, в очередной раз, выражает согласие на увеличение цены контракта, но указал на то, что процедура согласования не должна влиять на исполнение условий Контракта со стороны Общества. 22.06.2022 Заказчику направлен мотивированный отказ от возобновления работ на объекте до даты заключения дополнительного соглашения об увеличении цены Контракта и сроков выполнения работ. 27.06.2022 от Заказчика поступил устный запрос о предоставлении документов. 28.06.2022 требуемая информация была предоставлена Заказчику. 29.06.2022 от Заказчика поступило требование о возобновлении работ на объекте. 30.06.2022 в адрес Заказчика направлен запрос об увеличении сроков выполнения работ в связи с отсутствием согласования увеличения цены Контракта. 14.07.2022 от Заказчика поступил устный запрос о предоставлении развернутого обоснования по увеличению сроков исполнения работ. 15.07.2022 Заказчику направлен ответ на запрос. 01.08.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика поступило требование об уплате неустойки. Общество с данным требованием не согласилось и 03.08.2022 направило Заказчику мотивированный ответ. 17.08.2022 от Заказчика поступило в адрес Подрядчика письмо о согласовании изменения существенных условий контракта в части изменения срока выполнения работ. 22.08.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика мотивированный отказ от подписания дополнительного соглашения в части изменения срока выполнения работ. 05.09.2022 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. С указанным отказом Подрядчик не согласился и 09.09.2022 направил в адрес Заказчика мотивированное возражение.
В действиях Общества отсутствует недобросовестное поведение, направленное на умышленное нарушение сроков выполнения работ или уклонение от их невыполнения. Напротив, из хронологии событий следует, что со стороны Общества были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение контракта, а именно: работы на объекте выполнены более чем на 75%; подрядчик оказывал содействие в корректировке сметной документации по просьбе Заказчика для ускорения процесса прохождения государственной экспертизы; велись переговоры по увеличению цены контракта, неоднократно Подрядчик указывал на затягивание Заказчиком сроков согласования увеличения цены контракта; материалы и инструмент Подрядчика до настоящего времени находятся на объекте, что свидетельствует о намерениях Подрядчика выполнить работы.
В конце 2021 г.-начале 2022 г. на территории Российской Федерации сложилась ситуация, связанная со значительным повышением цен на строительные материалы. Такой рост цен отразился на стоимости выполнения работ по Контракту, что стало главной причиной невыполнения Обществом обязательств по Контракту. Существенное возрастание стоимости строительных ресурсов, которое стороны не могли предвидеть на дату заключения контракта, а также затянувшийся процесс согласования увеличения цены явилось существенным препятствием для выполнения работ на объекте в установленные сроки.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем открытого конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Указанный правовой подход неоднократно обозначался Верховным Судом Российской Федерации, в частности, по делам А33-6966/2017, А40-51204/2015 и др.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении ООО "РУС-Сервис" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием контрактов и договоров на основании Федерального закона N44-ФЗ, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru. Ранее в отношении ООО "РУС-Сервис" не поступали обращения о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков, контракты исполнялись надлежащим образом и в установленные сроки. Доказательств того, что Общество намеренно и умышленно уклонялось от исполнения заключенного контракта также не представлено.
Согласно подпункту "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что информация об ООО "РУС-Сервис" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "РУС-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.