Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в присутствии представителей ООО "Импланттрейд" - Андрусенко С.П., Черных А.Е. (на основании доверенности),
в отсутствие представителей ГБУЗ ПК "Клинический кардиологический диспансер" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Импланттрейд" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Клинический кардиологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для лечения ИБС (изв. N 0356200001822000319),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200001822000319 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку медицинских изделий для лечения ИБС.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.08.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 999 999,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.09.2022 г.
Заявитель полагает, что требованиям к поставляемому товару по позициям NN 7,8,17 Технического задания соответствует товар единственного производителя:
По позиции N 7 - "Катетер ангиографический, одноразового использования" - Impress производства компании "Merit Medical", США (РУ ФСЗ 2011/10775 от 03.08.2016 г.).
По позиции N 8 - Шприц для введения контраста. - "ПЕРУЗ МЕДИКАЛ" (РУ ФСЗ 2012/11736 от 17.04.2019 г.).
По позиции N 17 -"Набор для клипирования бедренной артерии" - Angio-Seal VIP производства компании "Terumo Corporation", Япония (РУ ФСЗ 2008/02324 от 28.01.2020 г.).
Заказчик с доводом жалобы не согласен. Пояснил, что требования к товару определены Заказчиком с учетом существующей потребности в приобретении медицинских изделий.
Заказчик также в подтверждение своей позиции указал, что позициям N 7, N 8 Технического задания соответствуют также Катетеры диагностические, варианты исполнения: - TEMPO AQUA; - TEMPO; - INFINITI; - SUPER TORQUE "Кордис Корпорейшн", США (РУ РЗН 2015/3272 от 20.10.2020 г.), Устройства для рентгенэндоваскулярных диагностических и лечебных процедур, включающих ангиографию, ангиопластику. Медфлятор "АркРойал", Ирландия (РУ ФСЗ 2011/10934 от 05.10.2021 г.).
По позиции 17 Заказчик указал, что требования технического задания установлены исходя из потребности Заказчика при проведении хирургического вмешательства. Так, устройство AngioSeal VIP, наиболее часто используется в мировой клинической практике.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в приложении "Техническое задание".
Согласно позиции N 7 Технического задания к поставке требуется: Катетер ангиографический, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00005346.
С целью принятия объективного решения Комиссией был сделан запрос:
- в адрес официального представителя производителя катетеров диагностических в вариантах исполнения: - TEMPO AQUA; - TEMPO; - INFINITI; - SUPER TORQUE: ООО "Кордис Медикал Раша" (исх. N 11396/22 от 22.09.2022 г.);
Ответ на вышеуказанный запрос в адрес Комиссии Управления не поступил.
Заказчик направил в адрес Комиссии письмо от 20.09.2022 г., полученное от ООО "Кордис Медикал Раша" о характеристиках катетеров диагностических в вариантах исполнения: - TEMPO AQUA; - TEMPO; - INFINITI; - SUPER TORQUE.
Комиссия отмечает, что из указанного письма следует, что ни один из товаров, указанных в таком письме не соответствует требованиям Технического задания.
Требованию Технического задания о наличии возможности выбора катетера с гидрофильным покрытием из перечня, представленного Заказчиком, соответствует только катетер диагностический "TEMPO AQUA", вместе с тем, указанный катетер не соответствует требованиям Технического задания по показателю "длина катетера", поскольку отсутствует значение 110 см.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно позиции N 8 Технического задания к поставке требуется: Шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00953.
С целью принятия объективного решения Комиссией был сделан запрос в адрес официального представителя производителя устройства для рентгенэндоваскулярных диагностических и лечебных процедур, включающих ангиографию, ангиопластику. Медфлятор "АркРойал": ООО "МИТ" (исх. N 11397/22 от 22.09.2022 г.);
Ответ на вышеуказанный запрос в адрес Комиссии Управления не поступил.
По мнению Заявителя, требованиям Технического Задания соответствует Шприц для введения контраста. - "ПЕРУЗ МЕДИКАЛ" (РУ ФСЗ 2012/11736 от 17.04.2019 г.), Заказчик данный факт не оспаривает.
Кроме этого, Заказчик направил в адрес Комиссии письмо от 20.09.2022 г., полученное от ООО "Кордис Медикал Раша" о наличии товара, соответствующего требованиям Технического задания.
Комиссия отмечает, что из указанного письма следует, что устройство для рентгенэндоваскулярных диагностических и лечебных процедур, включающих ангиографию, ангиопластику. Медфлятор "АркРойал" полностью соответствует требованиям Технического задания.
Таким образом, Заказчиком доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, следовательно, довод жалобы о наличии товара единственного производителя по позиции N 8 Технического задания является необоснованным.
Доказательств обратного в материалах жалобы не представлено.
Согласно позиции N 17 Технического задания к поставке требуется: набор для клипирования бедренной артерии КТРУ 32.50.13.190-00007828.
Как было указано выше, в отношении позиции N 17 Заказчик указал, что что требования технического задания установлены исходя из потребности Заказчика при проведении хирургического вмешательства. Так, устройство AngioSeal VIP, наиболее часто используется в мировой клинической практике.
Заказчик также указал, что в случае "идеальных" условий для AngioSeal его использование можно доверить и начинающему оператору под контролем опытного наставника. Простота устройства (только одно действие) делает его использование возможным "с закрытыми глазами".
Комиссия отмечает, что удобство для персонала заказчика не свидетельствует об уникальности товара.
Поскольку Заказчик в извещении и приложениях к нему установил требования к набору для клипирования бедренной артерии, которым соответствует единственный товар, Заказчик ограничил количество потенциальных участников закупки, следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия Управления обращает внимание, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.09.2022 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке, что подтверждает Выводы Комиссии о неправомерных действиях Заказчика.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Импланттрейд" на действия ГБУЗ ПК "Клинический кардиологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для лечения ИБС (изв. N 0356200001822000319) обоснованной в части доводов о соответствии требованиям к поставляемому товару по позициям NN 7, 17 Технического задания товара единственного производителя.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2022