Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Лыскова К.П. (далее - Заявитель) на ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку реагентов (изв.N 0356100029622000315),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100029622000315 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку реагентов
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.09.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 358 616,62 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.09.2022 г.
Заявитель полагает, что требованиям позиций N 1, 3, 9, 10, 11 Технического задания соответствует товар единственного производителя. Также заявитель полагает, что инструкция по заполнению заявки не соответствует требованиям Закона о закупках поскольку не содержит однозначного указания нужно ли указывать столбец "Наименование и характеристики товара" в неизменном виде, либо указывать конкретные характеристики товара, так как данный столбец содержит знак "", и слово "или".
В письменных пояснениях Заказчик указал, что требованиям позиций N 1, 3, 9, 10, 11 Технического задания соответствуют реагенты следующих производителей: ООО "ДиаМед ГмбХ" (Швейцария), "Диагностик Грифолс, С.А." (Испания), "Диа Про Тибби Урюнлер Сан Ве Тик А.С." (Турция), ООО "Гематолог" (Россия). Все регистрационные удостоверения на реагенты являются действующими, соответственно, медицинские изделия, выпускаемые данными производителями, могут присутствовать на рынке. При формировании описания объекта закупки использовалась информация из инструкций на медицинские изделия (реагенты), а также информация в сети Интернет (описание с сайтов производителей и поставщиков данной продукции). Обязательное описание характеристик реагентов, закупаемых по позициям 1, 3, 9, 10,11 в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который ведется в электронном виде на саше zakupki.gov.ru, отсутствует.
Относительно положений инструкции по заполнению заявки Заказчик указал, что порядок заполнения заявки в случае наличия в столбце знака "" указан в п. 3 инструкции по заполнению заявки, порядок заполнения заявки в случае наличия слово "или" указан в п. 9 инструкции.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о закупках любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с извещением описание объекта закупки указано в приложении. Так, согласно Техническому заданию к поставке требуется реагенты, описание которых указано в соответствии с КТРУ - 21.20.23.110-00005668 (позиция N 4), 21.20.23.110-00006255 (позиция N 5), 21.20.23.110-00008834 (позиция N 6), 21.20.23.110-00008184 (позиция N 8), 21.20.23.110-00006356 (позиция N 12), 21.20.23.110-00006360 (позиция N 13), 21.20.23.110-00005071 (позиция N 14), 21.20.23.110-00005322 (позиция N 15), 21.20.23.110-00005700 (позиция N 17), так и реагенты, описание которых в КТРУ отсутствует - позиция N 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11, 16
Так, по спорным позициям Заказчику требуются следующие реагенты:
- диагностические карты для скрининга и идентификации антиэритроцитарных антител, постановки пробы на совместимость по антигенам эритроцитов в непрямом антиглобулиновом тесте (проба Кумбса), прямого антиглобулинового теста (прямой реакции Кумбса);
- буфер для приготовления суспензии эритроцитов для определения групп крови АВО/RH, RH/Келл фенотипирования, для определения и идентификации антиэритроцитарных антител, постановки реакции на совместимость по антигенам эритроцитов при использовании линии реагентов ID-System;
- карточки Подгруппы + K для определения RH2 (C), RH3 (E), RH4 (c), RH5 (e) и KEL1 (К) антигенов эритроцитов на основе комбинации методов агглютинации и гель фильтрации;
- реагент для подтверждения вариантов слабого антигена D в непрямом антиглобулиновом тесте (IAT);
- карточки Кумбс Анти-IgG для скрининга и идентификации антиэритроцитарных антител, постановки пробы на совместимость по антигенам эритроцитов в непрямом антиглобулиновом тесте (проба Кумбса)
В ходе анализа представленных Заказчиком в адрес Комиссии сравнительных таблиц товаров различных производителей, которые по мнению Заказчика соответствуют требованиям спорных позиций, а также информации, указанной в регистрационных удостоверениях, Комиссия делает вывод, что при описании объекта закупки Заказчик руководствуется собственной потребностью для наиболее эффективного результата лечения пациентов.
При этом Заявителем жалобы не представлено доказательств, что спорным характеристикам соответствует товар единственного производителя.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, Более того, Заявителем в соответствии ч. 4 ст.106 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы. Довод признан необоснованным.
Относительно положений инструкции по заполнению заявки Комиссия отмечает следующее.
В ходе анализа положений Технического задания Комиссия установила, что в столбец "Наименование и характеристики товара" включены такие знаки и слова как "", "или", например, "Объем реагента -
5", "Одно или множество антител, способных связываться со специфическими антигенными детерминантами, предназначенных для использования при анализе клинического образца на предмет обнаружения Rh(D) [RH001], эритроцитарных антигенов из системы групп крови резус-фактор (Rhesus), методом агглютинации".
Так, исходя из п. 3 инструкции по заполнению заявки, если в "ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" значение показателя технического или функционального параметра содержит знаки, в том числе, "", то участник закупки указывает конкретные (точные) параметры без указанных знаков. Также согласно п. 9 инструкции по заполнению заявки при указании в требованиях характеристик с использованием разделительного союза "или" означает выбор показателей по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга, указывая на необходимость выбора между ними. Участник должен указать конкретный показатель без слов "или", "либо", при этом исключается возможность указывать одновременно несколько показателей.
Также в п. 10 раздела "Исключающие и дополняющие положения" указано, что в наименовании товара при заполнении заявки указывается один из вариантов, указанных через слово "или".
Таким образом, инструкция по заполнению заявки содержит однозначные положения по заполнению заявки в случаи наличия спорных знаков и слов.
Комиссия отмечает, что доказательств того, что положения инструкции по заполнению заявки препятствуют подаче заявки Заявителем в адрес Комиссии не представлено. Информация о том, что Заявителем был направлен запрос на разъяснения положений извещения, предусмотренный ч. 5 ст. 42 Закона о закупках, в материалах дела отсутствует, равно как и такая информация отсутствует на странице закупки в единой информационной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.09.2022 NИЭА1 на участие в закупке поступили 3 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. Таким образом, Комиссия делает вывод, что положения извещения о проведении закупки, равно как и положения Технического задания, инструкции по заполнению заявки, были понятны участникам закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Лыскова К.П. на ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на поставку реагентов (изв.N 0356100029622000315) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2022