Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в присутствии представителя АО "СОГАЗ" - Егошина Д.А. (на основании доверенности),
в отсутствие представителей Администрации Чернушинского городского округа (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель) на действия Администрации Чернушинского городского округа (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (изв. N 0156600021722000255),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600021722000255 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.09.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 177 599,91 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 26.09.2022 г.
Заявитель полагает, что заказчиком выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона в нарушение требований Закона о закупках, поскольку, в случае проведения аукциона выбрать наиболее подходящее предложение невозможно.
Заказчик с доводом жалобы не согласен. Пояснил, что в соответствии с нормами Закона о закупках Заказчик не ограничен в выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме этого, Заказчик указал, что что начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана заказчиком на основании максимальной базовой ставки страховых тарифов.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о закупках Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о закупках конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме),
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме,
3) запрос котировок в электронной форме.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика на самостоятельный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отмечает, что избранный заказчиком способ осуществления закупки должен удовлетворять возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги).
Согласно ч. 5 ст. 49 Закона о закупках электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно Извещению о проведении закупки объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
В п. 2 ст. 21 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании) установлено, что страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Профессиональное объединение страховщиков приобретает свой статус со дня внесения сведений о нем Банком России в реестр объединений субъектов страхового дела в качестве профессионального объединения страховщиков (п. 2 ст. 24 Закона об обязательном страховании).
Кроме этого, в соответствии с п. 1 ст. 32 Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке размещены в одноимённом файле.
В п. 1.12 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено следующее.
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- Свидетельство об участии страховой компании в едином общероссийском профессиональном объединении страховщиков (п. 2 ст. 21 Закона об ОСАГО). ;
- Лицензия на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Из вышеизложенных норм законодательства следует, что Заказчиком установлены надлежащие требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона об обязательном страховании регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В п. 1 ст. 9 Закона об обязательном страховании установлено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Указанием Банка России от 08.12.2021 N 6007-У (ред. от 28.07.2022) "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России) устанавливаются предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов.
Согласно Приложению 1 к Указанию Банка России предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (далее ТБ) имеют максимальные и минимальные значения, следовательно, не являются постоянными.
ТБ на транспортные средства категорий "B", "BE" находящиеся в собственности юридических лиц (в том числе транспортные средства специального назначения, транспортные средства оперативных служб) составляют минимум 852 руб., максимум 5 722 руб.
ТБ на транспортные средства категорий "C" и "CE" находящиеся в собственности юридических и физических лиц составляют минимум 1 163 руб., максимум 9 934 руб.
ТБ на транспортные средства транспортные средства категорий "D" и "DE", за исключением транспортных средств подкатегории "D1" составляют минимум 1 382 руб., максимум 8 526 руб.
Поскольку Банком России устанавливаются предельные (минимальные и максимальные) значения базовой ставки страхового тарифа по ОСАГО, государственные и муниципальные заказчики вправе выбрать любое значение базовой ставки страхового тарифа по ОСАГО в установленных пределах с тем, чтобы страховые организации имели возможность снижать размер страховой премии по договору ОСАГО.
Как было указано выше, в письменных пояснениях представитель заказчика пояснил, что начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана заказчиком на основании максимальной базовой ставки страховых тарифов.
Из вышеизложенного следует, что участником закупки может быть предложена цена, которую составляют минимальные значения размеров базовых ставок страховых тарифов, в силу чего цена, предложенная данным участником закупки, будет ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 26.09.2022 NЦПА1 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, ценовые предложения составили 121 304,83 руб, 129 482,87 руб. Таким образом, понижение составило 31,7 %.
Комиссия отмечает, что осуществление закупки услуг ОСАГО в форме электронного аукциона, в данном случае, обеспечивает цель конкурентного выбора товара (работы, услуги), ввиду значительной разницы между минимальным и максимальным значением ТБ, таким образом, конкуренция по ценовому критерию соблюдается.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "СОГАЗ" на действия Администрации Чернушинского городского округа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (изв. N 0156600021722000255) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.