рассмотрев обращение (вх. N 013994 г.) ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Муратшине Р.С. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку подгузников для взрослых для обеспечения в 2022 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края (изв. N 0256100000222000186),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0256100000222000186 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку подгузников для взрослых для обеспечения в 2022 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края (изв. N 0256100000222000186). Начальная (максимальная) цена контракта - 26 827 386,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
24.06.2020 г. между Заказчиком и ИП Муратшиным Р.С. (далее - Поставщик) заключен контракт на на поставку подгузников для взрослых для обеспечения в 2022 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края на сумму 26 827 354,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Поставщик нарушил условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающих их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации: подгузников для взрослых (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту), в Пермский край в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к Контракту), по направлению на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленных Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.
Заказчик вправе:
3.2.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
3.2.4. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу результатов исполнения Контракта с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с частью 10 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчик обязан:
3.1.8. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе его исполнения установлено, что Поставщик и (или) поставляемый им Товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому Товару или Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.
Поставщик обязан:
3.4.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Поставщик вправе:
3.3.1. Обеспечить поступление Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ указано, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
13.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
13.2. Если Заказчиком проведена экспертиза результатов исполнения Контракта с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 Контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Согласно календарному плану (Приложение N3 к Контракту) весь объем Товара должен быть поставлен на территорию г. Перми в течение 10 рабочих дней с момента заключения Контракта. По состоянию на 31.08.2022 г., уведомление о поставке на территорию г. Перми всего объема Товара в адрес Заказчика не поступило. На основании вышеизложенного, Поставщиком нарушены сроки, предусмотренные п. 3.3.1 Контракта, календарным планом.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика указал, что товар, поставленный Поставщиком, не соответствует условиям Контракта, а значит не может быть принят Заказчиком.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком 31.08.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.08.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 1590410053722000239 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 31.08.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 13.09.2022 г.
Вместе с тем, согласно информации, полученной при помощи функционала единой информационной системы, Заказчик неверно рассчитал дату вступления в силу решения об одностороннем отказе, расторгнув Контракт 12.09.2022 г.
Таким образом, Заказчик нарушил требования ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Информация об ИП Муратшине Р.С. направлена в адрес Пермского УФАС России 16.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях Поставщик указал, что в целях исполнения Контракта Поставщиком был заключен контракт с турецким производителем на поставку указанного товара. Письмом от 05.07.2022 года N 84 Поставщик уведомил Заказчика о возможной задержки поставки в связи с проведением таможенных процедур. На основании п. 3.4.4. Контракта, Поставщик, письмом N 85 от 05.07.2022 г., уведомил Заказчика о замене части товаров на другой бренд с улучшенными характеристики этого же производителя, в связи с невозможностью поставки части товара, предусмотренного условиями Контракта. Письмом N 118 от 28.07.2022 г., Поставщик уведомил Заказчика о возможных изменениях сроков поставки в связи с увеличением цены товара, предлагаемого к поставке. 02.08.2022 г. Заказчик направил в адрес Поставщика письмо N10-16/10-40-83 с запросом подтверждения характеристик заменяемого товара от производителя. 03.08.2022 г. Производитель "Sevincler" направил в адрес Заказчика письмо о характеристиках товара, которые Поставщик предложил Заказчику. 16.08.2022 г., Поставщик частично исполнил обязательства, взятые на себя по контракту. Письмом от 18.07.2022 года N 101 Поставщик уведомил Заказчика, что остатки товара ввозятся на территорию РФ из Турции через границу Грузии и проходят таможенные процедуры, в подтверждение отправив Заказчику таможенную декларацию, выражая тем самым намерение исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом. 30.08.2022 г. Заказчик, в письме N 10-16/10-4659, по результатам проверки поставленного товара, указал на несоответствие поставленных товаров условиям Контракта. 31.08.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 01.09.2022 г. Заказчик направил Поставщику письмо N 10-16/10-4709 с требованием к Поставщику провести независимую экспертизу поставленного товара. В связи с тем, что проведение экспертизы Поставщиком не предусмотрено условиями Контракта, Поставщик принял решение об отказе в выполнении указанного требования Заказчика. Письмом N 138 от 06.09.2022 г., Поставщик пригласил Заказчика на приемку товара 08.09.2022 г. в полном объеме, в ходе проведения которой, по указанию Поставщика, Заказчик подтвердил улучшенные характеристики поставленного товара.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные стороной, пришла к выводу об отсутствии в действиях Поставщика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Комиссией установлено, что Поставщиком совершались действия направленные на исполнение Контракта, в частности, Поставщиком был поставлен весь объем товара, предусмотренный условиями Контракта. Вместе с тем, указанный товар, не соответствует условиям Контракта, соглашения между сторонами о замене товара, необходимого к поставке, заключено не было.
При этом, в результате анализа пояснений сторон, поставленный Поставщиком товар имеет улучшенные характеристики относительно характеристик товара, поставка которого, предусмотрена условиями Контракта. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Таким образом, на основании вышеуказанного, Поставщиком были совершены действия, направленные на исполнение Контракта.
Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Муратшиным Р.С. исполнено 166 Контрактов. Следовательно, ИП Муратшин Р.С. добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Муратшине Р.С. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Муратшине Р.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения обращения.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.