Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Лыскова К.П. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ККД" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона (далее - Уполномоченный орган) на поставку медицинского оборудования (Система подготовки крови для аутотрансфузии) (изв. N 0156200009922000839),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009922000839 Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку медицинского оборудования (Система подготовки крови для аутотрансфузии).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и приложений к нему:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.09.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 4 000 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.09.2022 г.
Заявитель полагает, что требование к поставляемому товару ограничивают количества потенциальных участников электронного аукциона.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Согласно извещению описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание".
Согласно Техническому заданию необходимо поставить: систему подготовки крови для аутотрансфузии.
Заявитель полагает, что не существует системы подготовки крови для аутотрансфузии соответствующего требованию: объём центрифужной ёмкости (Универсальный объем - 135 мл или 4 специализированных объема - 55; 125; 175; 225 мл.); объём резервуара (не менее 3800 мл.); габариты устройства с опущенными стойками (высота) (не более 81 см.).
Заказчик в письменных пояснениях указал, что обеспечение клинической необходимости различных объемов реинфузии за период времени обеспечивается не только объемом центрифужной емкости, но и продолжительностью (времени) одного (каждого) цикла отмывки крови до готового к реинфузии продукта. Скорость отмывки клеток обусловлена, прежде всего, скоростью вращения центрифуги и необходимыми параметрами готовой эритроцитарной взвеси.
Заказчик также пояснил, что при помощи одного универсального объема 135 мл., например, аппарата AutoLog IQ, возможно обеспечить клиническую возможность очищения различных объемов необходимой реинфузии, аналогичных объемам для реинфузии у аппаратов с несколькими центрифужными емкостями, например, 55,125,175,225 мл. аппарата XTRA, а в ряде случаев, даже за наименьшее время сепарации (производства).
Заказчик также полагает, что Заявитель, подменяет понятия "Объем резервуара" для сбора крови, и "Центрифужная емкость" или емкость центрифуги устройства, тем самым неправильно интерпретирует положения п. 1.9 и п. 1.10 Технического задания.
В отношении требования габаритов устройства с опущенными стойками (высота) не более 81 см Заказчик пояснил, что мобильностью аппарата в операционной, по мнению специалистов Заказчика, является возможность перемещения аппарата в пределах операционной с опущенными стойками в предоперационный период, исключающая возможность повреждения дорогостоящего навесного оборудования, установленного в операционной, в том числе системы освещения и навесных мониторов аппарата искусственного кровообращения и наркозного оборудования.
В связи с этим, в ТЗ указан только один габаритный параметр по высоте, а именно: "Высота оборудования должна быть не более 81 см. с опущенными стойками". Требования к стойкам, колесам в ТЗ не установлены.
В отношении требований к магистралям Заказчик пояснил, что требований к совместимым магистралям Заказчиком не установлены в виду того, что инсталляция аппарата в проводится в тестовом режиме, без больного, и отсутствует необходимость строго определенного режима очистки крови под конкретную клиническую ситуацию, что позволяет использовать для тестового режима комплект расходных материалов по усмотрению Поставщика.
Заказчик также пояснил, что существуют как минимум два производителя системы подготовки крови для аутотрансфузии, а именно:
- Система аутотрансфузионная Autolog IQ, "Медтроник Инк.", США (РУ РЗН 2013/680 от 31.05.2019);
- Аппарат для аутотрансфузии крови XTRA, "ЛиваНова Дойчланд ГмбХ", Германия (РУ ФСЗ 2012/12225 от 27.09.2017).
В ходе анализа представленных Заказчиком в адрес Комиссии сравнительных таблиц товаров различных производителей, которые, по мнению Заказчика, соответствуют требованиям спорных позиций, Комиссия делает вывод, что требованиям извещения соответствует товар как минимум двух производителей.
При этом Заявителем жалобы не представлено доказательств, что спорным характеристикам соответствует товар единственного производителя.
Заказчик в адрес Комиссии представил коммерческие предложения, использованные при обосновании НМЦК (запрос исх. N 158 от 24.05.2022 г.). Комиссия отмечает, что согласно коммерческим предложениям, а также представленным каталогам, предлагаемыми к поставке товарами являются:
- Cистемы аутотрансфузионной Autolog IQ, производитель Medtronic Inc., "Медтроник Инк." США, РЗН 2013/680 (письмо ООО "Медицинский альянс" исх. N 37 от 31.05.2022 г.);
- Аппарат для аутотрансфузии крови "XTRA с принадлежностями, производитель LivaNova Deutschland GmbH, Германия, Италия" (письмо от ООО "БМТ" исх. N 1 от 01.06.2022 г.).
Следовательно, на рынке производится система подготовки крови для аутотрансфузии как минимум двух производителей.
Необходимо отметить, что доказательств того, что спорные положения извещения и приложений к нему не позволили участнику подать заявку Комиссии не представлено, кроме того, заявка на участие в электронном аукционе также Заявителем не подавалась.
Таким образом, в данном конкретном случае Комиссия не усматривает факт ограничения количества участников. Доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Лыскова К.П. на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система подготовки крови для аутотрансфузии) (изв. N 0156200009922000839) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.