Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГУ МВД России по Пермскому краю (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Лабиндекс" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение реактивов для обеспечения работы ДНК-лаборатории ЭКЦ ГУ МВД России по Пермскому краю в 2022 году (изв. N 0156100007821000086),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156100007821000086 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение реактивов для обеспечения работы ДНК-лаборатории ЭКЦ ГУ МВД России по Пермскому краю в 2022 году. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 588 806,98 руб.
Заслушав представителя Общества, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
23.11.2021 г. между Заказчиком и ООО "Лабиндекс" заключен контракт N 01561000078210000860001 на приобретение реактивов для обеспечения работы ДНК-лаборатории ЭКЦ ГУ МВД России по Пермскому краю в 2022 году на сумму 5 414 041,60 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило - 3,1%.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных в Контракте, 07.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 10 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется осуществить поставку реактивов для обеспечения работы ДНК-лаборатории ЭКЦ ГУ МВД России по Пермскому краю в 2022 году (далее - Товар), указанных в Спецификации поставляемого товара (Приложение к настоящему Контракту), в соответствии с условиями настоящего контракта, а Заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных Товаров.
6.1. Заказчик вправе:
6.1.1. Требовать от Поставщика:
- поставки качественного Товара;
- предоставления информации по вопросам, касающимся поставляемого Поставщиком Товара.
6.1.2. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
6.1.3. Требовать от Поставщика своевременного устранения выявленных недостатков товара.
6.1.5. Требовать от Поставщика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации, материалов и документов, необходимых для контроля исполнения Поставщиком обязательств по Контракту.
6.4. Поставщик обязан:
6.4.1. Поставить товар в сроки и количестве, предусмотренные Контрактом.
6.4.3. Обеспечить соответствие поставленного товара, с учетом специфики товара, обязательным требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
10.5. Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 07.09.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 19.09.2022 г. Информация об ООО "Лабиндекс" направлена в адрес Пермского УФАС России 21.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Поставщик, в нарушении п. 3.1 Контракта, товар в полном объеме не поставил.
В отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Поставщик пояснил следующее.
Поставляемым по контакту товаром является продукция компании Promega Corporation (США), которая отказалась от исполнения поставок своей продукции в Российскую Федерацию, в том числе по заключенному между ООО "ЛАБИНДЕКС" и Promega Corporation договору N 2022 от 10.01.2022 г.
09.02.2022 г. - Поставщик частично поставил товар в соответствии с заявкой Заказчика от 14.01.2022 г. N7/268, а именно: набор реагентов исследования STR локусов ДНК человека VersaPlexSystem, PowerPlex, Роwеr Quant, спектральный калибратор (производитель: Рrоmеgа, США) на сумму 2 035 066,63 руб., что подтверждается представленными копией счета на оплату N 22021004 от 09.02.2022 года, копией товарной накладной N 22021004 от 10.02.2022 г., копией акта приема-передачи товара N б/н от 10.02.2022 г.
04.05.2022 г. - в адрес Поставщика была направлена заявка N 7/3907 от 04.05.2022 г., согласно которой необходимо поставить товар не позднее 03.07.2022 г. По данной заявке поставляемый товар также являлся товаром производимым в США (компанией Promega).
27.04.2022 г. - Поставщик получил письмо (N б/н от 18.04.2022 г.) от компании Promega Corporation, согласно которому прекращается прием заявок на поставку товара в Россию в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Поставщик уведомил Заказчика о сложившейся ситуации и предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон в соответствии с п. 10.5 Контракта.
Вместе с тем, 10.06.2022 г. Заказчик направил в адрес Поставщика информационное письмо (N 16/894 от 10.06.2022 г.) с предложением поставить товар по заявке от 04.05.2022 г. N7/3907.
Таким образом, вышеуказанные действия Поставщика свидетельствуют о намерении добросовестно исполнить взятые на себя обязательств по Контракту.
Кроме того, Заказчик не оспаривает сам факт поставки части товара ООО "Лабиндекс", предусмотренного условиями Контракта, что отражено в решении об одностороннем отказе.
Кроме того, согласно сведениям из ЕИС стоимость исполненных и оплаченных ООО "Лабиндекс" обязательств - 2 035 066,63 руб.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Лабиндекс" с 2014 г. исполнил 590 Контрактов.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Лабиндекс" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Лабиндекс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.