Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ПРГСС (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АСУ Стройпроект" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на текущий ремонт кровли здания управления механизмами ворот N3 ВНШ (изв. N 0356100007822000022),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100007822000022 Заказчиком проводился электронный аукцион на текущий ремонт кровли здания управления механизмами ворот N3 ВНШ. Начальная (максимальная) цена контракта - 924 364,00 руб.
Заслушав представителей Общества, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
19.05.2022 г. между Заказчиком и ООО "АСУ Стройпроект" заключен контракт N 24-04/22 на текущий ремонт кровли здания управления механизмами ворот N3 ВНШ на сумму 600 836,60 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило - 35 %.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 09.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 11 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по текущему ремонту кровли здания управления механизмами ворот N 3 ВНШ, в соответствии с условиями настоящего договора, своевременно сдать результаты Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги в порядке и на условиях договора.
1.2. Работы по договору должны выполнятся в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к договору).
3.1. Работы, указанные в предмете настоящего договора, должны быть выполнены в срок: 50 (Пятьдесят) рабочих дней с даты подписания договора.
7.1. Заказчик вправе:
7.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств по настоящему договору.
7.1.2. В случае выявления при приемке ненадлежащего выполнения работ по договору требовать от Подрядчика устранения выявленных недостатков.
7.4. Подрядчик обязан:
7.4.1. Выполнить и сдать работы в соответствии с Техническим заданием, и условиями договора.
7.4.4. Предоставлять Заказчику необходимую информацию о ходе выполнения работ.
7.4.5. Безвозмездно устранить по требованию Заказчика недостатки и дефекты, выявленные при производстве работ по настоящему договору, так и обнаруженные в течение гарантийного периода. Наличие недостатков, обнаруженных при приемке работ и в течение гарантийного периода, а также сроки их устранения, фиксируются двухсторонними актами, подписанными Подрядчиком и Заказчиком.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
11.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- отступление Подрядчика в работе от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми. Решение об одностороннем отказе принимается и оформляется в соответствии с действующим законодательством (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 09.09.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.09.2022 г. Информация об ООО "АСУ Стройпроект" направлена в адрес Пермского УФАС России 21.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что по состоянию на 09.09.2022 г. Подрядчиком работы в полном объеме не выполнены.
Заказчик также пояснил, что 09.09.2022 г. было проведено техническое совещание по исполнению работ по Контракту, в ходе которого было установлено, что фактически выполнены следующие работы:
- демонтаж кровли (листовая);
- демонтаж обрешетки;
- демонтаж желобов и столбиков;
- демонтаж стяжки.
В отношении принятого решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчик пояснил следующее.
Затягивание сроков выполнение работ по Контракту вызвано следующими обстоятельствами:
1) Не соответствующий объём работ. ООО "АСУ СТРОЙПРОЕКТ" выполнял больший объем работы, чем заявлено в сметной документации, например, объём демонтажа был увеличен примерно на 50%. Сметой предусмотрен объём отходов ТКО в размере 20 т., а ООО "АСУ СТРОЙПРОЕКТ" вывезло с объекта работ более 30 т. отходов, таким образом, количество трудочасов, количество расходных материалов, а также затраты на демонтаж были существенно занижены.
2) Заказчик закрыл доступ сотрудникам ООО "АСУ СТРОЙПРОЕКТ". 09.09.2022 г. Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. ООО "АСУ СТРОЙПРОЕКТ" имело право завершить работы в течение 10 дней. Вместе с тем, сотрудникам ООО "АСУ СТРОЙПРОЕКТ" с 12.09.2022 г. был закрыт доступ на объект для выполнения работ, при этом все подготовительные работы были завершены, 10 дней было достаточно для завершения работ, предусмотренных Контрактом.
14.09.2022 г. - в адрес Заказчика направлено официальное письмо, в котором Подрядчик просит разъяснить причины отказа в доступе.
19.09.2022 г. - Заказчик направил в адрес Подрядчика ответное письмо (исх. N 01-08/372 от 19.09.2022 г.), в котором указал причины ограничения допуска на территорию ПРГСС работникам Подрядчика.
Подрядчик полагает, что Заказчик не способствовал ему в выполнении работ.
Кроме того, Подрядчик направил в адрес Комиссии: счет-фактуру N 6018241943 от 29.07.2022 г.; счета-фактуру N 6018190780 от 18.07.2022 г.; счет-фактуру N 6018190497 от 18.07.2022 г.; счет-фактура N 6018444882 от 08.09.2022 г.; счет-фактуру N 6018439564 от 08 сентября 2022 г.; товарную накладную N 6018241943 от 29.07.2022 г.; товарную накладную N 6018190780 от 18.07.2022 г.; товарную накладную N 6018190497 от 18.07.2022 г.; товарную накладную N 6018444882 от 08.09.2022 г.; товарную накладную N 6018439564 от 08.09.2022 г.; счет-фактуруN 6018300831 от 10.08.2022 г.; товарная накладная N 6018300831 от 10.08.2022 г.; счет-фактура N 6018268978 от 04.08.2022 г.; счет-фактура N 6018268948 от 04.08.2022 г.; товарная накладная N 6018257609 от 01.08.2022 г.; счет-фактура N 6018248834 от 01.08.2022 г.; счет-фактура N 6018158863 от 11.07.2022 г.; товарная накладная N 6018158863 от 11.07.2022 г.; счет-фактура N 6018158824 от 11.07.2022 г.; товарная накладная N 6018158824 от 11.07.2022 г.; счет-фактура N 6018128860 от 05.07.2022 г.; товарная накладная N 6018068250 от 20.06.2022 г.; счет-фактура N 6018067893 от 20.06.2022 г.; товарная накладная N 6018067893 от 20.06.2022 г., подтверждающие покупку инвентаря, необходимого для выполнения работ по Контракту.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчик не оспаривает сам факт частичного выполнения работ ООО "АСУ СТРОЙПРОЕКТ", предусмотренного условиями Контракта, что отражено в решении об одностороннем отказе.
Комиссия отмечает, что Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Подрядчика.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "АСУ Стройпроект" с 2021 г. исполнил 7 Контрактов. Следовательно, ООО "АСУ Стройпроект" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "АСУ Стройпроект" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "АСУ Стройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.