Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "КБ им Вагнера Е.А." г. Березники (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ВИРТУС-Инжиниринг" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники по адресу г. Березники, ул. Деменева, 12 (изв. N 0356500005622000489),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500005622000489 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники по адресу г. Березники, ул. Деменева, 12. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 902,80 руб.
Заслушав представителей Общества, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.07.2022 г. между Заказчиком и ООО "ВИРТУС-Инжиниринг" заключен контракт N 0356500005622000489/СМП на выполнение работ по капитальному ремонту здания поликлиники по адресу г. Березники, ул. Деменева, 12 на сумму 2 699 612,40 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило - 10,1%.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 07.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить РАБОТЫ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ЗДАНИЯ ПОЛИКЛИНИКИ ПО АДРЕСУ Г. БЕРЕЗНИКИ, УЛ. ДЕМЕНЕВА, 12. (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ, результату работ, а также требования к гарантии качества выполненной работы, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: 15.07.2022 г.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 15.09.2022 г.
1.5. Место выполнения работ: В соответствии с техническим заданием.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками выполнения работ.
4.1.4. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки выполненных работ (ее результатов), в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте).
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
4.4.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков работ в течение 10 дней с момента предоставления Заказчиком письменного уведомления о выявленных недостатках.
4.4.9. Обеспечить специалистов, выполняющих работы по настоящему Контракту, инструментом, расходными материалами, комплектующими и прочим имуществом и оборудованием, необходимыми для выполнения работ.
4.4.10. Обеспечить представителям Заказчика возможность осуществлять контроль за ходом выполнения работ, качеством применяемых при выполнении работ материалов, изделий, конструкций и оборудования.
4.4.15. При возникновении необходимости изменения видов и (или) объемов работ в ходе их выполнения согласовывать с Заказчиком (официальным представителем Заказчика) все необходимые изменения.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
8.5.3. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.5.4. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 07.09.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 19.09.2022 г. Информация об ООО "ВИРТУС-Инжиниринг" направлена в адрес Пермского УФАС России 21.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что по состоянию на 07.09.2022 г. Подрядчиком выполнено менее 5% работ.
Заказчик также пояснил, что 15.07.2022 г. в соответствии с п. 4.2.5. Контракта сторонами был подписан Акт приема-передачи объекта (далее - Акт), со стороны Подрядчика Акт был подписан с замечаниями, которые были незамедлительно устранены Заказчиком.
Заказчик указал, что Подрядчик приступил к выполнению работ - 15.08.2022 г.
02.09.2022 г. комиссией в составе начальника административно-хозяйственной службы - Перепичка Н.В., заместителя главного врача по амбулаторно-поликлинической работе - Загорак Д.П., начальника инженерно-технического отдела - Собакиной Т.А., инженера Гимадеевой А.Р., был проведен осмотр Объекта, при проведении которого было установлено, что на момент проверки подрядная организация на Объекте отсутствует, работы не ведутся, о чем составлен Акт N 65.
Кроме того, ГБУЗ ПК "КБ им. Вагнера Е.А." г. Березники в адрес Подрядчика направлялась Претензия от 29.07.2022 N 5168вх. по причине того, что Подрядчик долгое время не приступал к началу выполнения работ, уклонялся от предоставления запрашиваемой Заказчиком предусмотренной Контрактом документации.
В отношении принятого решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчик пояснил следующее.
13.07.2022 г. - Подрядчик направил в адрес Заказчика приказ на ответственное лицо и письмо (исх. N 1307_1 от 13.07.2022 г.) с требованием выйти на связь и передать объект в соответствии с п. 4.2.5, 4.2.6, 4.2.7 Контракта, а также проектно-сметную документацию.
14.07.2022 г. - Заказчик направил в адрес Подрядчика приложение к Контракту N 3 проектно-сметную документацию 61-2021-ОВ.
В последующем при личной встрече Подрядчик продемонстрировал Заказчику фото с объекта и пояснил, что для выполнения работ необходимо Заказчиком предоставить доступ к системе трубопровода во всем здании.
14.07.2022 г. - Подрядчик направил смету на согласование Заказчику.
15.07.2022 г. - Заказчик направил в адрес Подрядчика акт приема-передачи объекта и приказ на ответственное лицо.
16.07.2022 г. - Подрядчик направил в адрес Заказчика график производства работ, акт приема-передачи с замечаниями, письма (исх. N 1507_1 от 15.07.2022 г., исх. N 1607_2 от 16.07.2022 г.), в которых отразил замечания (например, не слит теплоноситель из системы отопления; не освобождены трубопроводы от отделочных материалов гипсокартон и керамическая плитка). Кроме того, Общество пояснило, что поставило в известность Заказчика о невозможности приступить к работе, пока данные замечания Заказчик не устранит и не обеспечит доступ к системе отопления, а также предоставит место складирования материала и оборудования, площадку под мусор.
18.07.2022 г. - Заказчик ответным письмом (исх. N б/н от 18.07.2022 г.) проинформировал о том, что слив теплоносителя произведет 19.07.2022 г., о чем сообщит дополнительно. Вместе с тем, Заказчик этого не сделал.
26.07.2022 г. - Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо (исх. N 1661 от 25.07.2022 г.) об устранении замечаний и подготовке подвальных помещений к работе.
Вместе с тем, Общество пояснило, что, приехав на объект, обнаружило, что теплоноситель из системы отопления не слит, трубопроводы загромождены и к ним отсутствует доступ, произвел фото и видео фиксацию, о чем немедленно сообщил Заказчику в письме (исх. N2607_1 от 26.07.2022 г.).
01.08.2022 г. - Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию с требованием приступить к работам.
Вместе с тем, 02.08.2022 г. Общество, приехав на объект, обнаружило отсутствие изменений и недостоверность указанных в претензии Заказчиком информации, а именно: теплоноситель из системы отопления не слит; доступ к трубопроводам загроможден различным мусором и мебелью, бумагами. Подрядчик произвел видео фиксацию, что отразил в своем письме Заказчику (исх. N 0208_1 от 02.08.2022 г.).
05.08.2022 г. - Подрядчик осуществил повторный выезд на объект. В присутствии представителя Подрядчика Заказчик сбросил давление в системе трубопроводов, но сам теплоноситель слит не был. Представитель Заказчика обязался: освободить подвальные помещения от мешающего производству работ мусора, оборудования, макулатуры в этот же день; предоставить помещение для складирования оборудования и строительных материалов и направить в наш адрес письмо об этом в срок до 08.08.2022 г. Вместе с тем, Заказчик этого не сделал.
06.08.2022 г. - Подрядчик произвел попытку приступить к демонтажу старого трубопровода, но в связи с отсутствием доступа к трубопроводам работы продолжать не было возможности.
08.08.2022 г., 09.08.2022 г. - Представители Общества, приехав на объект, обнаружили, что Заказчиком не были освобождены подвальные помещения от мешающего производству работ мусора, оборудования. Произвели фото фиксацию и направили об этом письма Заказчику (исх N 0808_1 от 08.08.2022 г.; исх. N 0809_1).
10.08.2022 г. - Заказчик вышел на связь и предложил организовать встречу на объекте.
12.08.2022 г. - по результатам встречи на объекте представителями Заказчика и Подрядчика был подписан акт, в котором отражено: помещения в подвале освобождены частично, трубопроводы демонтированы в районе элеваторного узла. Заказчик обязался освободить помещения подвала, составить график освобождения помещений, до 16.08.2022 г. освободить помещения грязелечебницы, а Подрядчик обязался привезти материал на объект.
По состоянию на 27.08.2022 г. Заказчик так и не предоставил места складирования материалов, Подрядчик на свой страх и риск завез материал и выгрузил его на улице, рядом с объектом.
02.09.2022 г. - после освобождения Заказчиком доступа к трубопроводам в помещения грязелечебницы, сотрудники Подрядчика, производя работы по демонтажу трубопровода, обнаружили в нем остатки теплоносителя, что затрудняло производство работ, т.к. приходилось ждать продолжительное время, когда теплоноситель вытечет, о чем сообщили руководству Подрядчика, произведя фото и видео фиксацию.
06.09.2022 г. - Заказчик отказал в доступе на объект сотрудникам Подрядчика, не уведомив и не объяснив причины не допуска. Подрядчик произвел видео фиксацию данного инцидента.
Подрядчик полагает, что Заказчик не способствовал ему в выполнении работ.
Комиссия отмечает, что Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Подрядчика.
Вместе с тем, Общество представило в адрес Комиссии фотографии и видео, свидетельствующие о наличии мусора в помещениях, таким образом, Заказчик не подготовил в срок объект для выполнения работ по Контракту.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "ВИРТУС-Инжиниринг" с 2015 г. исполнил 13 Контрактов. Следовательно, ООО "ВИРТУС-Инжиниринг" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ВИРТУС-Инжиниринг" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ВИРТУС-Инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.