Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, Е.В. Котова - ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Масленникова А.В. (далее также - ИП) на действия заказчика - КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой изделий медицинского назначения (чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации, стандартный, нестерильный) для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского", размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), связанные с заключением государственного контракта в рамках электронного аукциона и имеющего извещение N 0319200040422000182 установила следующее.
Существо жалобы: нарушение заказчиком порядка заключения контракта при проведении электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 27.09.2022 года в 15 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20.
На заседании Комиссии присутствовал представитель заказчика, представитель подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что заказчик незаконно отказал в заключение контракта с ИП Масленниковым А.В.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению подрядчика (поставщика, исполнителя) путем проведения электронного аукцион "Поставка с доставкой изделий медицинского назначения (чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации, стандартный, нестерильный) для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной. При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, подлежит обязательному учету.
Проведя анализ информации, размещенной в ЕИС, Комиссия установила:
- на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 08.09.2022 N 0319200040422000182 ИП Масленников А.В. был признан победителем закупки;
- 12.09.2022 КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского направило победителю закупки на подпись проект контракта;
- 12.09.2022 ИП Масленников А.В. подписал проект контракта;
- 14.09.2022 заказчиком была размещена информация об отмене процедуры заключения контракта.
На момент рассмотрения жалобы было установлено, что заказчиком размещен протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта на основании части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе ввиду непредставления им обоснования предлагаемой цены контракта, поскольку предметом закупки является товар, необходимый для нормального жизнеобеспечения.
В соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан - контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
В статье 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) закреплено понятие "Медицинское изделие". Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
При этом из пункта 8.3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе не следует, что любые медицинские изделия априори являются товарами, необходимыми для нормального жизнеобеспечения граждан, поскольку пункт 8.3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе содержит уточнение "отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан". Таким образом, товаром, необходимым для нормального жизнеобеспечения граждан, является только такое медицинское изделие, отсутствие которого приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки, требования к содержанию заявки и пояснения заказчика, соглашается с выводом заказчика о том, что предметом закупки, учитывая его функциональное назначение и невозможность проведения определенных медицинских манипуляций без указанного товара (в целях предотвращения заражения пациентов), является товар для нормального жизнеобеспечения, поскольку отсутствие чехла защитного для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
Таким образом, в связи с тем, что ИП не приложил обоснование цены контракта, Комиссия приходит к выводу, что отказ заказчика от заключения контракта является правомерным. Довод подателя жалобы является необоснованным.
Вместе с тем Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения.
Контрактная система в сфере закупок в силу статьи 7 Закона о контрактной системе основана на принципе открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок. В силу части 3 указанной статьи информация, предусмотренная Законом о контрактной системе размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение, в том числе заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Наличие в извещении о закупке пробелов, противоречий, условий, соблюдение которых нарушает иные требования извещения или требования законодательства о контрактной системе либо неоднозначных условий не является допустимым и приводит, в том числе нарушению принципов контрактной системы, установленных статьями 7,8 Закона о контрактной системе
Кроме того, согласно пункту 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурентной закупки должно содержать, в том числе порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Учитывая, что пункт 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе, определяет, что в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, законодатель определяет, что предоставление обоснование цены контракта в соответствии с пунктом 9 статьи 37 Закона о контрактной системе, осуществляется в рамках обеспечение исполнения контракта. Как следствие, информация, влияющая на необходимость предоставления такого обоснования, должна содержаться в извещении о проведении закупки.
Комиссия также отмечает, что извещение о проведении закупки фактически является публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта. В связи с чем, заказчику необходимо указывать в извещении о том, что предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения.
Комиссия, проанализировав извещение, не установила, что данное указание содержится в извещении, на основании чего, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают требования статей 7, 8, 42 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия не установила, что такое нарушение повлияло на волеизъявление хозяйствующих субъектов (в том числе подателя жалобы) принять участие в рассматриваемой закупки, а отразилось лишь на том факте, что податель жалобы (победитель закупки) самостоятельно не установил, что товар, являющийся предметом закупки, необходим для нормального жизнеобеспечения ввиду чего ему надлежало предоставлять обоснование цены контракта в соответствии с пунктом 9 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Ввиду изложенного Комиссия считает необходимым с целью устранения указанного нарушения выдать заказчику предписание об осуществлении процедуры заключения с ИП контракта, в рамках которой ИП сможет исполнить требования пункта 9 статьи 37 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ИП Масленникова А.В. необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 7, 8, 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание о совершении действий, направленных на заключение контракта с ИП Масленниковым А.В. в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, учитывая выводы, изложенные в решении N024/06/106-2519/2022, в том числе, учитывая тот факт, что предметом закупки является товар, необходимый для нормального жизнеобеспечения граждан.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
|
|
Е.В. Котова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.