Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России
Членов Комиссии:
Микаилова М.М. - Заместителя начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙКОМПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НОВОЛАКСКИЙ РАЙОН" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) Открытого конкурса в электронной форме N0103200008422002927 "Разработка проектной документации на реконструкцию общеобразовательной школы на 250 учащихся в с. Новомехельта Новолакского района РД с увеличением до 350 учащихся, с учетом существующего учебного корпуса" (далее - Конкурс), в отсутствии представителей сторон (извещены),
УСТАНОВИЛА:
14.09.2022 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
02.09.2022 Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и Конкурсная документация по проведению Конкурс.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 504 382,00 рублей.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены путем установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Показатель) критерия "Качественные характеристики объекта закупки".
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 24 Правил установлено, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 25 Правил для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В Приложении к извещению о проведении Конкурса "Порядок рассмотрения и оценки заявок" установлен следующий порядок оценки заявок:
"1) Стоимостной критерий "Цена контракта" - 60;
2) Критерий N 1 "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" - 40%;
Согласно данному порядку Критерий N 1 содержит следующий порядок оценки:
При оценке заявок (предложений) по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" наибольшее количество процентов присваивается заявке с лучшим предложением по показателю "Качество работ, услуг".
- предложение по сбору исходных данных, составлению задания на проектирование - 25 баллов;
- предложение по выпуску проектно-сметной документации стадии "Проектная документация" - 25 баллов;
- предложение по получению положительного заключения ГАУ РД "Государственная экспертиза проектов" на проектно-сметную документацию и результаты инженерных изысканий - 25 баллов;
- предложение по разработке стадии "Рабочая документация" в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения строительства (реконструкции) - 25 баллов.
Каждому предложению по данному показателю присваиваются указанные выше баллы в случае, если оно соответствует следующим условиям:
- Предложение представлено по всему перечню основных требований - 10 баллов;
- Предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения - 10 баллов;
- Предложение содержит действующие нормативные документы, современные практики, методики и стандарты, использующиеся в предметной области - 5 баллов.
Количество процентов, присуждаемое заявке по показателю "Качество работ, услуг", рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям.
Рейтинг заявки по критерию оценки равен суммарной оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Предложение, исходя из которого не предоставлено предложение по критерию, или представлено только скопированное техническое задание на разработку проектной документации, или предложение, признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к предложению, присваивается 0 баллов.
Сумма величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки составляет 100 баллов.
Исходя из сформулированной Заказчиком шкалы присваиваемых баллов по вышеуказанному нестоимостному критерию, следует, что комиссия Заказчика оценивает не реальные возможности участника закупки качественно выполнить условия контракта, а способность участника в письменном виде выразить свое абстрактное видение процесса выполнения работ.
Более того, у участников закупки отсутствует исходная информация для заполнения заявки и изложения своего видения, позволяющая определить соответствие фактических возможностей участника закупки требованиям Заказчика.
Проанализировав вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанное условие порядка оценки по "предложение по получению положительного заключения ГАУ РД "Государственная экспертиза проектов"" с учетом предмета закупки, не является надлежащим и ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов по данному предложению, поскольку порядок прохождения государственной экспертизы строго регламентирован, и не может иметь иного порядка кроме установленного законодательством.
Порядок проведения такой проверки определен Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление N 145). Полный перечень необходимых документов приведен в п. 13 Положения о госэкспертизе проектной документации. Часть из них потребуется лишь в определенных обстоятельствах. Есть утвержденные Требования к формату представляемых в электронной форме документов. Подписывать их надо усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 18 Положения о госэкспертизе проектной документации).
В соответствии с положениями Постановление N 145 срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не должен превышать 42 рабочих дня, организация по проведению государственной экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов осуществляет их проверку.
В силу ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Таким образом, обязанность направления проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу является прерогативой Заказчика. Участник закупки в ином случае при направлении самостоятельно, выступает от имени Заказчика по доверенности.
Таким образом, по мнению Комиссии, Заказчиком должным образом не установлен порядок оценки заявок по нестоимостному критерию, поскольку предмет оценки не направлен на выявление лучших условий.
Учитывая изложенное, по мнению Комиссии действия Заказчика установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу признать обоснованной.
2. Признать в Заказчика нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии: Р.А. Халилов
Члены Комиссии: М.М. Микаилов
А.Ш. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исп. Микаилов М.М.
Тел: 8(499) 755-23-23 доб. 005-116
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.