Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления,
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от Заказчика - КГБОУ "Кадетская школа-интернат "Алтайский кадетский корпус" Байраковского Генриха Станиславовича, Бандиной Светланы Сергеевны;
от ООО "Алтайский союз переработчиков +" Старковской Маргариты Александровны, Банных Екатерины Евгеньевны путем видеоконференции,
рассмотрев заявление Заказчика - КГБОУ "Кадетская школа-интернат "Алтайский кадетский корпус" о включении сведений об ООО "Алтайский союз переработчиков +", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817200000322010775 "Оказание услуг по организации горячего питания" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также жалобу ООО "Алтайский союз переработчиков +" на действия заказчика при проведении закупки, направленную прокуратурой Первомайского района,
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - КГБОУ "Кадетская школа-интернат "Алтайский кадетский корпус" о включении сведений об ООО "Алтайский союз переработчиков +" (далее - Общество, Исполнитель), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817200000322010775 "Оказание услуг по организации горячего питания", а также жалоба ООО "Алтайский союз переработчиков +" на действия заказчика при проведении закупки (исх.N 39 от 09.09.2022 г.), направленная прокуратурой Первомайского района для рассмотрения по существу.
Представители Заказчика пояснили, что 05.09.22 г. Заказчик заключил контракт с ООО "Алтайский союз переработчиков +" на оказание услуг по организации горячего питания для воспитанников школы-интерната. Поскольку у Заказчика отсутствует собственное помещение для организации питания, в контракте было предусмотрено условие о предоставлении Исполнителем обеденного зала с числом посадочных мест не менее 100 человек. После заключения контракта было установлено, что Исполнитель не может предоставить такой зал, в связи с чем оказание услуг на условиях контракта невозможно. Представители Заказчика также пояснили, что в ЗАТО "Сибирский" отсутствует коммерческая недвижимость такого плана и в ЗАТО имеется только два обеденных зала в корпусах МБОУ "Средняя общеобразовательная школа". Ранее оказание услуг по организации горячего питания для воспитанников кадетского корпуса всегда оказывало МБОУ "Средняя общеобразовательная школа", которая также принимала участие в рассматриваемой закупки. Переговоры ООО "Алтайский союз переработчиков +" с МБОУ "Средняя общеобразовательная школа" о возможности аренды обеденного зала не увенчались успехом. В виду того, что Исполнитель не смог предоставить обеденный зал для оказания услуг согласно условиям контракта и не приступил к исполнению контракта, 07.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС. Поскольку решение вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик во исполнение своей обязанности согласно ст. 104 Закона о контрактной системе направил обращение в антимонопольный орган о включении сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, однако, на включении в реестр не настаивает.
Представители Исполнителя пояснили, что при подаче заявки на участие в закупке они трактовали положения технического задания как положения об обязанности Заказчика предоставить помещение для оказания услуг, впоследствии Исполнитель вел переговоры с директором МБОУ "Средняя общеобразовательная школа" о возможности аренды помещения, однако, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа" отказалось предоставить свой зал в аренду Исполнителю, Исполнитель также предлагал осуществлять подвоз питания Заказчику и оказывать услуги в помещении Заказчика. Поскольку ЗАТО "Сибирский" имеет пропускной режим Исполнитель был также ограничен в возможности проезда на территорию оказания услуг для разрешения возникших трудностей. Общество имело все возможности и намерения исполнять контракт при условии наличия зала. Представители Исполнителя просили не включать сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав пояснения сторон, изучив документы в материалах дела, а также поступившую жалобу ООО "Алтайский союз переработчиков +", в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
17.08.2022 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000322010775 "Оказание услуг по организации горячего питания", а также описание объекта закупки, проект контракта, техническое задание и пр.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.08.2022 г. на участие в закупке было подано две заявки, обе были признаны соответствующими требованиям извещения.
05.09.2022 г. по итогам электронного аукциона между КГБОУ "Кадетская школа-интернат "Алтайский кадетский корпус" и ООО "Алтайский союз переработчиков +" был заключен контракт N 08172000003220107750001 на оказание услуг по организации горячего питания (далее- контракт).
Согласно п. 1.1 - 1.3 контракта Исполнитель обязуется собственными силами, своевременно оказать на условиях Контракта услуги по организации горячего питания (далее - "услуга"), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
Состав и объем услуги определяется Техническим заданием (Приложение N 1) к Контракту.
Место оказания услуг: Территория ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края, (далее - "место оказания услуги").
В соответствии с разделом 4 контракта Исполнитель приступает к оказанию услуги с 29 августа 2022 г. и оказывает ее по 29 декабря 2022 г. в течение 116 календарных дней, включая выходные и праздничные дни (не включая осенние каникулы с 24.10.2022 г. по 30.10.2022 г.).
Согласно п. 14 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) расположение столовой (пункта питания) на территории ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края, наличие обеденного зала с числом посадочных мест не менее 100 человек одновременно.
Пунктами 9.1 и 9.2 контракта определено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и Исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
07.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что Исполнитель не приступает своевременно к исполнению контракта. Решение размещено в ЕИС 07.09.2022 г.
ООО "Алтайский союз переработчиков +" была подана в прокуратуру Алтайского края жалоба на действия заказчика при проведении закупки ( в последствии жалоба передана в прокуратуру Первомайского района), согласно которой заказчиком при описании объекта закупки были нарушена требования ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комиссия, изучив материалы дела, установила, что требование о наличии у Исполнителя обеденного зала является требованием к наличию у него ресурсов, необходимых для оказания услуг, в то время как установление данного требования не предусмотрено ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Несмотря на то, что согласно пояснениям Заказчика у него отсутствует свой обеденный зал и он вынужден указывать данное требование в проекте контракта при проведении закупки, чтобы исключить возможность оказание услуг Исполнителями за пределами ЗАТО, Комиссия считает, что установление Заказчиком в проекте контракта требования о наличии у Исполнителя обеденного зала является недопустимым и нарушает положения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В действиях заказчика имеется состав административного правонарушения по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 , орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Принимая во внимание пояснения представителей Заказчика о наличии в ЗАТО "Сибирский" только двух обеденных залов, находящихся в распоряжении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа", также принявшего участие в закупке, Комиссия, считает, что исполнение контракта было поставлено в зависимость от воли третьего лица. Исполнитель не имел возможности приступить к исполнению контракта на оговоренных условиях, к тому же контракт был подписан Заказчиком только 05.09.2022 г., а начало оказание услуг по контракту - с 29.08.2022 г., в виду чего отсутствует нарушение Исполнителем существенных условий контракта.
Согласно материалам дела, а также пояснениям представителей Заказчика Исполнителем предпринимались меры для исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. В действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Не включать сведения об ООО "Алтайский союз переработчиков +" в реестр недобросовестных поставщиков.
3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.