Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Д-Марк" (далее - ООО "Д-Марк", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы по просп. Космический в Октябрьском административном округе города Омска" (Реестровый номер 22.32.1863) (извещение N 0152200004722001838) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд Министерства строительства Омской области (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - "_" (доверенность N 143 от 07.02.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9115э от 16.09.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 08.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 24118353,76 руб.
12.09.2022 и 14.09.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки NN РИ1, РИ2.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 16.09.2022 ценовые предложения были поданы 6 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 14712195,80 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112613980 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.09.2022 свидетельствует о том, что заявки 2 участников закупки были отклонены. Победителем электронного аукциона признан участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "СТРОЙЦЕНТР-ИРКУТСК").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
ООО "Д-Марк" полагает, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением требований Федерального закона о контрактной системе в связи с отсутствием в его содержании в числе требований к участникам закупок о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства информации об уровне ответственности такого лица.
ГУКС Омской области (вх. N 9316э от 22.09.2022) были представлены пояснения на жалобу заявителя, согласно которым извещение об осуществлении закупки размещено в полном соответствии требованиям Федерального закона о контрактной системе, необходимые требования к участникам закупок, вопреки доводу заявителя, установлены.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать такому закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Принципами, на которых основывается контрактная система в сфере закупок согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе, являются, в том числе принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 такой статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная Федеральным законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 такого закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке) (часть 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 такого закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного закона (при наличии такого требования).
Объектом данной закупки является оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы по просп. Космический в Октябрьском административном округе города Омска".
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено данным Кодексом.
При этом в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ перечислены субъекты, членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.
Частями 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ определены уровни ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам и подлежащие уплате в связи с этим минимальные размеры взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.
При этом следует учитывать, что обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля (данные выводы соответствуют позиции Минстроя России от 12.02.2021, изложенной в письме N 5265-ТБ/02).
Таким образом, правом на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства обладают субъекты (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при наличии имеющегося у них уровня ответственности по обязательствам, за исключением лиц, для которых такое членство не требуется.
Комиссия определила, что извещение о проведении электронного аукциона, сформированное с использованием официального сайта ЕИС, во вкладке "документы" сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации содержало.
Следует учитывать, что отсутствие рассматриваемых требований во вкладке "общая информация" официального сайта ЕИС не может свидетельствовать о нарушении положений Федерального закона о контрактной системе с учетом того, что требования, предъявляемые к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, должны быть установлены непосредственно в извещении об осуществлении закупки.
С учетом указанного, Комиссия признает установленные ГУКС Омской области в извещении о проведении электронного аукциона (печатная форма извещения во вкладке "Документы") требования к участникам закупок полными и достаточными.
Комиссия также учитывает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Вместе с тем заявителем не приведено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих реальность своих намерений на участие в спорной закупке, способности оказать закупаемые услуги. А также не представлено подтверждение соответствия общества требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия признала жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Д-Марк" на действия Главного управления контрактной системы Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству объекта "Строительство общеобразовательной школы по просп. Космический в Октябрьском административном округе города Омска" (Реестровый номер 22.32.1863) (извещение N 0152200004722001838) для нужд Министерства строительства Омской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 сентября 2022 г. N 055/06/31-762/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2022