Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_."
"_."
"_."
рассмотрев представленные казенным общеобразовательным учреждением Омской области "Адаптивная школа N 18" (далее - заказчик, КОУОО "Адаптивная школа N 18", учреждение) сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ЖБИ-Комплект" (далее - ООО "ЖБИ-Комплект", общество, поставщик, участник закупки) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее - Реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения закупки в форме электронного аукциона "Поставка продуктов питания (сыр)" (извещение N 0352200029122000030) (далее - электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи:
директора учреждения "_."
представителя ООО "ЖБИ-комплект" - "_."
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России поступили (вх. N 9261 от 20.09.2022) обращение заказчика о включении информации об обществе в Реестр и протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 29.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком размещено извещение N 0352200029122000030 о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 31948,50 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 09.09.2022 заявки 6 участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 112550726 (ООО "ЖБИ-комплект") с ценой контракта 26357,25 руб. (снижение НМЦК составило 17,5%).
Информация о процедуре заключения контракта учреждения с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
20.09.2022 10:50 (МСК) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 20.09.2022 |
20.09.2022 10:50 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 20.09.2022 |
20.09.2022 10:50 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 03522000291220000300001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
17.09.2022 00:02 (МСК) |
От электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 09.09.2022 |
09.09.2022 14:57 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 09.09.2022 |
09.09.2022 14:57 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 03522000291220000300001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
09.09.2022 14:57 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Проект контракта" от 09.09.2022 |
20.09.2022 общество было признано уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчиком на официальном сайте ЕИС и электронной площадке был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта в связи с невыполнением победителем требований части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе: "Участник не подписал контракт в регламентированный срок (срок подписания участником проекта контракта 16.09.2022 23:59)".
20.09.2022 на основании части 7 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе заказчиком был направлен для подписания проект контракта участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку (ИП Варрава Н.Н.).
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителя подрядчика, в результате проверки фактов представленных сведений на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ЖБИ-Комплект" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
Во исполнение части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе 09.09.2022 заказчиком был сформирован и размещен проект контракта.
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 такой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В нарушение части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе общество в сроки, регламентированные указанной нормой (с 09.09.2022 по 16.09.2022 включительно), не осуществило действия по подписанию и размещению проекта контракта, либо по подписанию и размещению протокола разногласий.
Частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
20.09.2022 общество было признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта, на официальном сайте ЕИС и электронной площадке размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, направлено обращение о включении информации об обществе в Реестр.
Комиссия отмечает, что несвоевременное формирование заказчиком протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе срок формирования данного протокола 19.09.2022), не повлияло на права общества.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-7506 от 21.09.2022) ООО "ЖБИ-Комплект" представлены письменные пояснения (вх. N 9561э от 27.09.2022), из которых следует: "Согласно Протоколам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА-1 от 09.09.2022, заявки Общества с ограниченной ответственностью "ЖБИ-Комплект" (далее по тексту - ООО "ЖБИ-Комплект") признаны соответствующими требованиям аукционной документации и ООО "ЖБИ-Комплект" признано победителем.
Обеспечение исполнения контракта условиями закупочной процедуры не предусмотрено.
9 сентября 2022 года Заказчиком на электронно-торговой площадке опубликован проект Контракта без своей подписи с целью подписания ООО "ЖБИ-Комплект".
16 сентября 2022 года, у директора ООО "ЖБИ-Комплект" Варавва Людмилы Николаевны находившейся в разъездах в процессе работы вышел из строя ноутбук.
В тот же день, Варавва Л.Н. обратилась за консультацией в службу технической поддержки оператора электронной цифровой подписи, для переноса электронной подписи на другой персональный компьютер, не решив проблему, в оперативном порядке Варавва Л.Н. обратилась в специализированный сервисный центр с описанием проблемы.
Ноутбук у Варавва Л.Н. был принят и возвращен лишь 17.09.2022 года.
Причиной поломки ноутбука явился выход из строя системы охлаждения.
Таким образом, данные обстоятельства произошли по независящим от ООО "ЖБИ-Комплект" причинам, предвидеть, своевременно предотвратить которые возможности не было.
Заказчику в последствие было направлено два экземпляра подписанного проекта контракта с печатью ООО "ЖБИ-Комплект", однако Заказчиком уже был сформирован и опубликован в единой информационной системе протокол отказа от заключения Контракта и признания ООО "ЖБИ- Комплект" уклонившимся от заключения Контракта.
Хотелось бы отметить, что ООО "ЖБИ-Комплект" не имело намерения уклоняться от подписания Контракта, ранее имело опыт исполнения аналогичных контрактов, в том числе с данным Заказчиком, что показывает заинтересованность Общества в заключении и исполнении контракта-
ООО "ЖБИ-Комплект" готово исполнить контракт в полном объёме на опубликованном Заказчиком условиях без переноса срока исполнения.
Из смысла положений части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Принимая во внимание, что ООО "ЖБИ-Комплект" предпринимались все необходимые действия, направленные на заключение контракта в установленный законом срок, просим не включать сведения об ООО "ЖБИ-Комплект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, очевидно, что признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении и действиях ООО "ЖБИ- Комплект" отсутствуют".
В подтверждение изложенных в пояснениях фактов приложены копии следующих документов:
- квитанция о приеме в ремонт оборудования (ноутбук Lenovo, б\у, SN:WB13821491);
- акт о неисправности оборудования, выданный ООО "Трейд-О", согласно которому "Произведена диагностика, в результате чего были выявлены повреждение тепловой трубки системы охлаждения, перегрев материнской платы, непроизвольное отключение, ремонт системы охлаждения".
- товарный чек N 5 от 17.09.2022.
В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Неподписание обществом проекта контракта в срок свидетельствует о небрежности и неприменении необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
К представленным в материалы дела документам: квитанции о приеме в ремонт оборудования (ноутбук Lenovo, б\у, SN:WB13821491); акта о неисправности оборудования, выданный ООО "Трейд-О", товарному чеку N5 от 17.09.2022 Комиссия Омского УФАС России относится критично, поскольку наличие данных документов не подтверждает факт поломки именно того компьютера, на котором установлена электронная подпись общества.
Комиссией установлено, что о возникновении каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта, победитель электронного аукциона заказчика своевременно не уведомлял.
Кроме того, Комиссия отмечает, что рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому предприниматель, принимая решение об участии в закупках, несёт повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
Действуя разумно и добросовестно общество не должно откладывать подписание контракта на последний момент, должно контролировать исправность технического средства, на котором установлена электронная подпись, равно как и срок действия данной электронной подписи.
Проявляя заботливость и осмотрительность, какая требуется от победителя в целях надлежащего исполнения требований Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта, ООО "ЖБИ-Комплект" не было принято необходимых мер по соблюдению части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссией также не были выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 14 Правил являются основанием для принятия решения контрольным органом в сфере закупок об отказе во включении информации об участнике закупки в Реестр. В частности, участником закупки в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта не были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта.
Установленные обстоятельства, по мнению Комиссии, указывают на уклонение ООО "ЖБИ-Комплект" от заключения контракта, следовательно, сведения об обществе подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект" (ИНН 5503247420, КПП 550301001, номер реестровой записи в едином реестре участников закупки 19124266),
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект" Варрава Людмиле Николаевне ИНН 550202112802,
единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "ЖБИ-комплект" (размер доли (в процентах) - 100%) Будякиной Оксане Николаевне (ИНН 553002485714).
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.09.2022 |
22.09.2022 |
20.09.2022 |
0 |
20.09.2022 |
27.09.2022 |
27.09.2022 |
0 |
30.09.2022 |
30.09.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 сентября 2022 г. N РНП-55-149/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2022