Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителей от:
- заказчика - МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" - Н.А. Тюрин по доверенности от 15.09.2022 N2143-СЗ; В.О. Сигов по доверенности от 19.09.2022 N1615-СЗ,
в отсутствии представителей от:
- ООО "Строительно-проектное объединение "Капитал" - о дате, месте, времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев материалы дела N 7-3/561 по обращению заказчика - МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" о включении сведений об ООО "Строительно-проектное объединение "Капитал" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Строительно-проектное объединение "Капитал" (ИНН 7716947300) (далее - ООО "СПО "КАПИТАЛ", подрядчик), директоре и учредителе Чеботареве Дмитрии Евгеньевиче (ИНН 661222768625) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации по объекту капитального строительства: "Строительство детского сада в г. Хабаровске в районе ул. Запарина - Амурский бульвар" (извещение N0122300006121000967 от 27.08.2021, контракт от 24.09.2021 N 0122300006121000967_78637, реестровая запись N32721166581 21 000042).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила Постановления N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N0122300006121000967 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) https://zakupki.gov.ru 27.08.2021.
Дата и время начала подачи заявок: 27.08.2021.
Дата и время окончания подачи заявок: 06.09.2021 07:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 07.09.2021.
Объект закупки - выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации по объекту капитального строительства: "Строительство детского сада в г. Хабаровске в районе ул. Запарина - Амурский бульвар".
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 224 158, 89 рублей.
Источник финансирования: за счет бюджетных средств.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.09.2021 N0122300006121000967 подано 17 заявок, допущенные к участию в аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.09.2021 N0122300006121000967 по результатам рассмотрения вторых частей заявок победителем признано ООО "СПО "КАПИТАЛ", с предложением о цене контракта 4 832 752, 12 руб. (снижение составило 71,94 %).
24.09.2021 между МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" и ООО "СПО "КАПИТАЛ" заключен контракт N20122300006121000967_78637, реестровая запись N32721166581 21 000042 (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта предмет Контракта - выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации (далее по тексту - работы) по объекту капитального строительства: "Строительство детского сада в г.Хабаровске в районе ул. Запарина - Амурский бульвар" (далее - Объект).
Работы выполняются в соответствии с заданием на выполнение комплекса работ по разработке проектной и рабочей документации (Приложение N 1 к Контракту) (далее - Задание на проектирование), в объемах, предусмотренных сметной документацией (смета N1 на проектные (изыскательские) работы. Стадия П; смета N2 на проектные (изыскательские) работы. Стадия Р; смета N3 на проектные (изыскательские) работы. Наружные инженерные сети и благоустройство. Стадия П; смета N4 на проектные (изыскательские) работы. Наружные инженерные сети и благоустройство Стадия Р; смета N5 на инженерно-геодезические изыскания; смета N6 на инженерно-геологические изыскания; смета N7 на инженерно-экологические изыскания; смета N8 на инженерно-гидрометрологические изыскания; смета N9 на приобретение исходных данных и сведений о природных условиях, материалов гидрометеорологических наблюдений) (Приложение N 2 к Контракту) (п. 1.2 Контракта).
Цена Контракта составляет: 4 832 752 (Четыре миллиона восемьсот тридцать две тысячи семьсот пятьдесят два) рубля 12 копеек, НДС не облагается (п. 2.1 Контракта).
Оплата выполненных работ производится после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости, а также передачи от Подрядчика Заказчику рабочей проектной документации Объекта. Оплата производится безналичным расчетом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подписания Сторонами Итогового акта приема-передачи проектной документации по форме (Приложение N 3 к Контракту) на основании предоставленного Подрядчиком счета и/или счета-фактуры (п. 3.1 Контракта).
Согласно п. 4.1 Контракта, начало выполнения работ - с момента заключения Контракта. Срок выполнения работ Подрядчиком:
- выполнение инженерных изысканий - в течение 90 (девяноста) календарных дней с момента заключения Контракта;
- разработка проектной и сметной документации - в течение 190 (ста девяноста) календарных дней с момента заключения Контракта;
- разработка рабочей документации - в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента получения уведомления от Заказчика о получении им положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.
В соответствии с п. 4.2 Контракта срок проверки выполненных работ, прохождение экспертизы Заказчиком:
Срок проверки проектной документации, прохождение экспертизы Заказчиком - в течение 105 (ста пяти) календарных дней с момента предоставления Подрядчиком проектной документации, в том числе:
- в течение 5 (пяти) календарных дней проверка Заказчиком разработанной проектной и сметной документации;
- в течение 90 (девяноста) календарных дней направление и получение Заказчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта;
- в течение 10 (десяти) календарных дней проверка Заказчиком рабочей документации по Объекту.
Согласно п. 4.3 Контракта работы считаются выполненными с момента подписания Сторонами Итогового акта приема-передачи проектной документации. Итоговый акт приема-передачи проектной документации подписывается Заказчиком после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта и передачи Подрядчиком рабочей документации.
При этом согласно п. 4.4 Контракта даты завершения работ, установленные п. 4.1. Контракта, являются исходными для определения штрафных санкций в случае нарушения срока выполнения работ.
Пунктом 4.5 Контракта установлено место расположения объекта (адрес ориентира): Хабаровский край, г. Хабаровск, Кировский район, ул. Запарина.
Согласно п. 5.1 Контракта заказчик обязан:
Осуществить контроль за исполнением подрядчиком условий Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.1.3 Контракта).
Произвести экспертизу результатов выполненных работ по контракту в части их соответствия условиям Контракта самостоятельно, либо с привлечением экспертов (экспертных организаций) и передать проектную документацию для прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (п. 5.1.4 Контракта).
Согласно п. 6.1.2.1 Контракта подрядчик обязан в течение 1 (одного) рабочего дня с момента заключения Контракта представить Заказчику на утверждение календарный план-график производства работ, с разбивкой по видам работ, включающий сроки начала и окончания выполнения работ.
Согласно п. 6.1.2 Контракта подрядчик обязан:
- 6.1.2.1. Принять на себя обязательства в соответствии с Заданием на проектирование и в сроки, установленные Контрактом выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства "Строительство детского сада в г. Хабаровске в районе ул. Запарина -Амурский бульвар".
- 6.1.2.2. Качественно и в установленные настоящим Контрактом сроки выполнить работы, указанные в п.1.1 Контракта, в соответствии с условиями настоящего Контракта и действующим законодательством.
Инженерные изыскания, инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические изыскания выполнить с учетом требований СП 47.13330.2016, СП 11-104-97, СП 11-105-97, СП 11-102-97, СП 446.1325800.2019, Постановления Правительства РФ от 19.01.2016 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
Проектную и рабочую документацию выполнить в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 г. "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", ГОСТ Р 21.101-2020, ГОСТ 21.110-2013.
Топографо-геодезические и картографические работы выполнить с использованием цифровых технологий, согласно постановлению Мэра г.Хабаровска N 993 от 11.08.2006 "Об утверждении временного положения "О цифровых планах на территории г. Хабаровска".
- 6.1.2.3. Обеспечить в случае задержки предоставления отдельных исходных данных безусловное выполнение и предоставление Заказчику в установленные Контрактом сроки результатов инженерных изысканий, разделов и частей проектно-сметной документации, для подготовки которых эти данные не используются.
- 6.1.2.6. Передать отчеты по инженерным изысканиям на утверждение в отдел геолого-геодезической службы департамента архитектуры, строительства и землепользования (далее - ДАСиЗ) администрации города Хабаровска.
- 6.1.2.7. Согласовать материалы проектной и рабочей документации с Заказчиком, с управлением образования Хабаровского края, по выписке с администрацией города Хабаровска, с правообладателями смежных земельных участков в границах производства работ, согласовать с организациями, выдавшими технические условия на подключение объекта к инженерным сетям, вынос сетей инженерной инфраструктуры и с другими заинтересованными службами, выполнить другие необходимые согласования в соответствии с Заданием на проектирование и полученными техническими условиями.
- 6.1.2.8. В соответствии с замечаниями Заказчика, полученными в результате проверки и/или согласования результата работ, в ходе прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта, а также в процессе строительства Объекта, в установленный Заказчиком срок безвозмездно вносить исправления, уточнения в проектную документацию.
- 6.1.2.10. Предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по Контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Порядок сдачи и приемки выполненных работ регулируется разделом 7 Контракта.
Так согласно п. 7.1 Контракта, сдача результатов инженерных изысканий осуществляется в срок, указанный в п.4.1. настоящего Контракта, в комплекте и в количестве экземпляров в соответствии с Заданием на проектирование.
Сдача проектной и сметной документации осуществляется в срок, указанный в п. 4.1. настоящего Контракта, в комплекте и в количестве экземпляров в соответствии с Заданием на проектирование (п. 7.6 Контракта).
Готовая проектная и сметная документация передается Подрядчиком Заказчику по промежуточному акту приема-передачи проектной документации, при этом подписание Заказчиком данного акта не свидетельствует о принятии Заказчиком результата работ по настоящему контракту (п. 7.8 Контракта).
Работы не могут быть приняты Заказчиком до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (п. 7.14 Контракта).
Результатом выполненных работ по Контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта (п. 7.17 Контракта).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с настоящим Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации (п. 8.1 Контракта).
Согласно п. 10.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
В силу п. 10.3 контракта Заказчик вправе требовать расторжения Контракта при неисполнении Подрядчиком условий его исполнения, в том числе в случаях:
- задержки сроков начала выполнения работ более чем на 5 (пять) календарных дней, предусмотренных настоящим Контрактом и/или календарным графиком производства работ;
- срыва сроков выполнения работ более чем на 5 (пять) календарных дней, предусмотренных настоящим Контрактом и/или календарным графиком производства работ;
- лишения Подрядчика права на производство указанных в Контракте работ, в том числе в случае прекращения (приостановлении) членства Подрядчика в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования;
- проведения ликвидации предприятия Подрядчика или принятия Арбитражным судом решения о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;
- приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 10.5 Контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств по Контракту.
Согласно п. 10.6 Контракта расторжение Контракта в связи с односторонним отказом Заказчиком от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 95 Федерального Закона N44-ФЗ.
Материалами дела установлено, что результатом выполненных работ являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.
Согласно п. 4.1. Контракта срок выполнения инженерных изысканий составляет 90 календарных дней с момента заключения Контракта (не позднее 23.12.2021); срок разработки проектной и сметной документации - 190 календарных дней с момента заключения Контракта (не позднее 02.04.2022).
07.12.2021 департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (ДАСиЗ) направлено письмо N01-86/11469 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" о согласовании проектной документации согласно которому, департаментом рассмотрен представленный эскизный проект "Строительство детского сада в г. Хабаровске. Представленное объемно-планировочное решение считает необходимым взять за основу с доработкой акцентирования входных зон в детский сад, а также колористических решений фасадов. В планировочной схеме не учтен рельеф земельного участка, этот факт может отразиться на решении благоустройства территории детского сада (устройство пандусов, подпорных стенок, лестниц, а также планировочных решениях (устройство лестниц на путях эвакуации).
09.12.2021 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N2924-СЗ подрядчику о согласовании эскизного проекта и просьбой учесть замечания ДАСиЗ, изложенные в письме N01-86/11469 от 07.12.2021.
22.12.2021 подрядчиком сданы инженерные изыскания заказчику в надлежащий срок по акту сдачи-приемки результатов инженерных изысканий.
21.01.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N78-СЗ с запросом к подрядчику о предоставлении расчетных нагрузок по инженерным сетям и схему посадки здания проектируемого детского сада на отведенном участке.
03.02.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N167-СЗ подрядчику о предоставлении информации по календарному план-графику и информации в процентном отношении объемов выполнения по каждому из видов работ.
16.03.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N452-СЗ подрядчику о предоставлении документов, в целях заключения договора с МУП "Водоканал", баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушения, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод, а также распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах); сведения о составе и свойстве сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения.
14.03.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N428-СЗ в Управление образования администрации города Хабаровска о рассмотрении и согласовании проектной документации в следующем составе: Альбом визуализации объекта 78637. ДС-АВ и РАЗДЕ 2. Схема планировочной организации земельного участка по объекту "Строительство детского сада в г. Хабаровске в районе ул. Запарина - Амурский бульвар".
14.03.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N431-СЗ в Управление образования администрации города Хабаровска о рассмотрении и согласовании проектной документации в следующем составе: Альбом раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технических мероприятий содержание технологических мероприятий содержание технологических решений" Подраздел 6. "Технологические решения". 78637. ДС-ИОС6. Том 5.6.1 по объекту "Строительство детского сада в г. Хабаровске в районе ул. Запарина - Амурский бульвар".
21.03.2022 Управлением образования администрации города Хабаровска направлено письмо N 01-40/2087 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" о рассмотрении и согласовании проектной документации, направленной письмом N428-СЗ от 14.03.2022.
21.03.2022 Управлением образования администрации города Хабаровска направлено письмо N 01-40/2088 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" о рассмотрении и согласовании проектной документации, направленной письмом N431-СЗ от 14.03.2022.
22.03.2022 подрядчик письмом N 31 (вх. N 495 от 23.03.2022) уведомил заказчика, что работы по подготовке проектной и сметной документации официально приостановлены, в связи с отсутствием утвержденных тарифов на потребляемые ресурсы Комитетом по ценам и тарифам, договоров на технологическое присоединение к инженерным сетям.
Работы подрядчиком приостановлены за 11 дней до окончания срока предоставления проектной документации по объекту. С момента начала работ прошло 179 дней.
25.03.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N 496-СЗ о согласовании разделов ТХ и СПОЗ проектно документации, с приложением писем Управления образования администрации города Хабаровска N 01-40/2087 и N01-40/2088.
28.03.2022 подрядчик письмом N32 дополнительно уведомило заказчика о приостановке работ по контракту.
31.03.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N536/1-СЗ о предоставлении технических условий.
12.05.2022 подрядчиком направлено письмо N50 с запросом о
16.05.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N850-СЗ подрядчику о направлении проектов договоров на технологическое присоединение (договор N289/ИТ0522 на подключение к системе теплоснабжения; договор N148-В/467 к централизованной системе водоснабжения; договор N 148-К/468 к централизованной системе водоотведения; договор N263 на осуществление присоединения к электрическим сетям).
08.06.2022 заказчиком устранены недостатки, послужившие основанием приостановки работ, направлены договоры об осуществлении технологического присоединения к инженерным сетям.
В связи с чем, дата возобновления работ - 09.06.2022, а срок сдачи работ с учетом приостановки срок - 20.06.2022.
09.06.2022 подрядчик возобновил работы по подготовке проектно-сметной документации (письмо N66 от 20.06.2022).
18.07.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N1225-СЗ о направлении рекомендаций для подключения объекта к системе ливневой канализации.
12.07.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлена претензия о нарушении сроков выполнения проектно- изыскательских работ N1183-СЗ.
18.07.2022 подрядчиком направлено письмо N 82, в котором сообщает, что срок выполнения работ увеличен до 24.10.2022.
По мнению заказчика, подрядчиком неверно исчислен срок выполнения работ, поскольку во время приостановки, работы по контракту не производились, ООО "СПО "КАПИТАЛ" должно предоставить заказчику документацию в срок не позднее 20.06.2022.
19.07.2022 ООО "СПО "КАПИТАЛ" гарантировало исполнение работ по контракту в срок до 24.10.2022 (письмо N84).
20.07.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлена повторная претензия о нарушении сроков выполнения проектно- изыскательских работ N1261-СЗ.
08.08.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлено письмо N1372-СЗ согласно которому, по результатам проведенного совещания по ВКС (03.08.2022) подрядчику в течение 1 рабочего необходимо подготовить отчет, о результатах разработки документации и готовые разделы проектно-сметной документации для рассмотрения и подготовке к передаче на государственную экспертизу. А также направить информацию о состоянии дел по разработке ПСД и конкретную дату предоставления полного ее комплекта, в срок до 09.08.2022.
12.08.2022 МКУ "СЗ по строительству и капитальному ремонту" направлена повторная претензия о нарушении сроков выполнения проектно- изыскательских работ N1404-СЗ.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Ответственность за нарушение сроков исполнения обязательств установлена ч. 6, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, пунктами 8.1, 8.2 Контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу п. 10.3. Контракта, срыв сроков выполнения работ более чем на 5 календарных дней является основанием для расторжения Контракта заказчиком в одностороннем порядке.
31.08.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, также решение размещено в ЕИС 31.08.2022. Количество дней просрочки составляет 70 календарных дней.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в нарушение п. 4.1 Контракта Подрядчиком проектная и сметная документации заказчику не переданы, положительное заключение государственной экспертизы не получено.
Проанализировав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, а также информацию, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода, а также быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий является обязательным в силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 31.08.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, указанное решение размещено в ЕИС 31.08.2022.
Контракт расторгнут 12.09.2022 согласно информации, размещенной в ЕИС.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Поставщика (31.08.2022).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С даты надлежащего уведомления Поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком определена и рассчитана дата расторжения контракта (12.09.2022).
По состоянию на 31.08.2022 положительное заключение государственной экспертизы не получено.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. По состоянию на 12.09.2022 положительное заключение государственной экспертизы не получено.
Согласно уведомлений от 15.09.2022 N8/9715 (заказчику) и от 15.09.2022 N 8/9714 (подрядчику) заседание Комиссии Хабаровского УФАС России проводится в очном формате (у Хабаровского УФАС России отсутствует техническая возможность проведения Комиссий посредством ВКС), рассмотрение назначено на 19.09.2022 в 14.30 ч. Рассмотрение обращения заказчика перенесено на 21.09.2022 в 15.00 ч. Заказчиком обеспечено участие представителей в заседании Комиссии, представитель Общества на рассмотрение не явился.
ООО "СПО "КАПИТАЛ" представлены письменные объяснения в адрес Хабаровского УФАС России от 19.09.2022 (вх. N8/21582 от 19.09.2022), согласно которым нарушение сроков исполнения контракта связано с несвоевременным предоставлением заказчиком исходных данных для проектирования, из-за чего Общество приостанавливало выполнение работ. Также Общество просит учесть, что компания Аutodesk остановило свою работу на территории Российской Федерации в связи с введенными санкциями. Проектная документации разрабатывалась в программном обеспечении (далее - ПО) именно этой компании, после окончания лицензии на ПО, подрядчик не может купить указанное ПО, а разработка проектно-сметной документации в отечественном ПО не даст результат соответствующего уровня, а также специалисты ООО "СПО "КАПИТАЛ" не обучены работе на ПО других производителей, кроме Аutodesk.
Из пояснений ООО "СПО "КАПИТАЛ" следует, что Общество произвело работу по устранению замечаний и направило заказчику откорректированную проектно-сметную документацию 08.08.2022.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из письменных пояснений Общества и Заказчика, принимает решение на основании представленных Заказчиком и Обществом документов.
Материалами дела подтверждено, что на 12.09.2022 ООО "СПО "КАПИТАЛ" не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представленные материалы не свидетельствуют о невозможности в регламентированные сроки исполнения контракта. При принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать последствия неисполнения условий контракта.
Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что Заказчик неоднократно уведомлял подрядчика о нарушениях сроков выполнения проектно-изыскательских работ (письма от 12.07.2022 N 1183-C3, от 20.07.2022 N 1261-СЗ, от 12.08.2022 N 1404-СЗ). Однако в нарушение условий Контракта, обязательства подрядчиком не исполнены, проектная и сметная документация заказчику не сдана.
Комиссия Хабаровского УФАС России также учитывает, что согласно п. 3.1 Контракта оплата выполненных работ производится после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости, а также передачи от Подрядчика Заказчику рабочей проектной документации Объекта.
Также Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что ООО "СПО "КАПИТАЛ" не представлено надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта, обоснования причин неисполнения, не представлено положительное заключение государственной экспертизы. В силу норм действующего законодательства, а также условий заключенного сторонами Контракта, проектная документация может быть использована заказчиком только при условии получения положительного заключения государственной экспертизы. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым элементом результата работ, достижение которого обуславливает возникновение обязанности заказчика произвести оплату. Также отсутствие продленной лицензии на программное обеспечение Аutodesk и отсутствие соответствующего обучения с иными программными обеспечениями не является свидетельством, подтверждающим форс-мажорным обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Вместе с тем, п. 15 Правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела не установлены обстоятельства, указанные в п. 15 Правил Постановления N1078, таким образом, основания для принятия решения об отказе во включении ООО "СПО "КАПИТАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков у антимонопольного органа отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "СПО "КАПИТАЛ" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект (ООО "СПО "КАПИТАЛ"), обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" в реестр недобросовестных поставщиков об Обществе с ограниченной ответственностью "Строительно-проектное объединение "Капитал" (ИНН 7716947300), директоре и учредителе Чеботареве Дмитрии Евгеньевиче (ИНН 661222768625) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации по объекту капитального строительства: "Строительство детского сада в г. Хабаровске в районе ул. Запарина - Амурский бульвар" (извещение N0122300006121000967 от 27.08.2021, контракт от 24.09.2021 N 0122300006121000967_78637, реестровая запись N32721166581 21 000042), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
|
|
|
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
|
||
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.