Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
от Хабаровская таможня - ..
от Хабаровской поликлиники ФГБУЗ "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" - _
рассмотрев жалобу Хабаровской поликлиники ФГБУЗ "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (вх. от 21.09.2022 N7/21718) проводится внеплановая проверка действий заказчика - Хабаровская таможня при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание медицинских услуг по углубленному медицинскому обследованию (обязательный объем) сотрудников таможни (г. Хабаровск) (извещение N0122100010522000067) и материалы дела N027/06/106-1308/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба Хабаровской поликлиники ФГБУЗ "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" на действия заказчика - Хабаровская таможня при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание медицинских услуг по углубленному медицинскому обследованию (обязательный объем) сотрудников таможни (г. Хабаровск) (извещение N0122100010522000067).
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Заявитель жалобы указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в ненадлежащем описании объекта закупки, неправомерном отклонении заявки заявителя.
Извещение N0122100010522000067 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 06.09.2022.
Объект закупки: оказание медицинских услуг по углубленному медицинскому обследованию (обязательный объем) сотрудников таможни (г. Хабаровск).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 850 000,00 рублей.
Источник финансирования: федеральный бюджет.
Дата начала срока подачи заявок - 06.09.2022.
Дата окончания срока подачи заявок - 15.09.2022.
Дата проведения аукциона - 19.09.2022.
В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком заблаговременно представлен мотивированный отзыв, согласно которому считают жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N027/06/106-1308/2022, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, заслушав представителя уполномоченного органа, представителя общества, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системы).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системы заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений ч. 2 настоящей статьи должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) (пп. "а" п. 2 части 1 ст. 43 Закона о контрактной системы).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системы описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системы для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: 1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком; 2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
На основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
1. В соответствии с п. 15 извещения о закупке место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) - г. Хабаровск, Центральный район. Территориальная удаленность лечебного учреждения от здания таможни, расположенного по адресу: г. Хабаровск, улица Карла Маркса, 94а, должна составлять не более 4000 м (4 км) по автомобильным дорогам, не более 2 000 м (2 км) - по пешеходному маршруту.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.02.2017 NД28и-699 определено, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах.
Из отзыва Хабаровской таможни от 26.09.2022 N28-96/15620 следует, что вышеуказанное требование установлено в соответствии с потребностью заказчика, а также обусловлено оптимизацией рабочего времени сотрудников таможенных органов.
Поскольку заказчик вправе обосновано территориально ограничивать удаленность места оказания услуг с целью наилучшего удовлетворения потребности и эффективного расходования бюджетных средств, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 16.09.2022 на участие в данном аукционе поступили следующие заявки: 1) заявка N112606019 с ценовым предложением - 1 800 000,00 руб.; 2) заявка N112569965 с ценовым предложением - 1 840 750,00 руб. Также аукционная комиссия приняла решение об отклонении заявки N112606019 (Хабаровская поликлиника ФГБУЗ "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства") на следующем основании: несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Согласно извещению об электронном аукционе установлено, что "Место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) - г. Хабаровск, Центральный район. Территориальная удаленность лечебного учреждения от здания таможни, расположенного по адресу: г.Хабаровск, улица Карла Маркса, 94 а, должна составлять не более 4000 м (4 км) по автомобильным дорогам, не более 2 000 м (2 км) - по пешеходному маршруту.". Вместе с тем в ходе рассмотрения заявки установлено что местонахождение, а также место оказания услуг ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России в лице Хабаровская Поликлиника ФГБУЗ "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" ИНН 2539008116 является: 690022, край Приморский, г. Владивосток, пр-кт 100-летия Владивостока, 161 и соответственно 680007, край Хабаровский, г. Хабаровск, ул. Ремесленная, дом 9, что является удаленным расстоянием (более 4 км, и более 2 км соответственно). Кроме того, в лицензии участника закупки также установлено, что место осуществления лицензируемого вида деятельности: 680007, край Хабаровский, г. Хабаровск, ул. Ремесленная/пер. Ладожский, д. 18/6, пом. I (55-97), II (50-82); 680007, край Хабаровский, г. Хабаровск, ул. Ремесленная, д. 9; 680007, край Хабаровский, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 45.
Из заявки N112606019 (Хабаровская поликлиника ФГБУЗ "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства"), поданной на участие в данном электронном аукционе следует, что участник представил следующие документы, в том числе: лицензия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 29.10.2020 NФС-14-01-01333 с местом нахождения и местом осуществления лицензируемого вида деятельности: 690022, край Приморский, г. Владивосток, пр-кт 100-лет Владивостоку, д. 161; 680007, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ремесленная, д.9; 680007, край Хабаровский, г. Хабаровск, ул. Ремесленная/пер. Ладожский, д. 18/6, пом. I (55-97), II (50-82); 680007, край Хабаровский, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 45.
Поскольку местонахождение, а также место оказания услуг ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России в лице Хабаровская Поликлиника ФГБУЗ "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" не соответствует требованиям п. 15 извещения о закупке, аукционной комиссией правомерно принято решение об отклонении данного участника, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Также в рамках внеплановой проверки, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объект закупки: оказание медицинских услуг по углубленному медицинскому обследованию (обязательный объем) сотрудников таможни (г. Хабаровск).
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С") является лицензируемым видом деятельности.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Перечень) и включает в себя следующие виды работ (услуг): авиационной и космической медицине, акушерскому делу, акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), аллергологии и иммунологии, анестезиологии и реаниматологии, вакцинации (проведению профилактических прививок), водолазной медицине, военно-врачебной экспертизе, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, гематологии, генетике и т.д.
Пунктом 24 извещения о закупке установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системы: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом Заказчиком не установлены конкретные виды работ (услуг), которые должны содержаться в лицензии участника закупки в соответствии с вышеуказанным Перечнем.
Таким образом, отсутствие в требованиях к участникам закупки точного перечня необходимых видов лицензируемых работ (услуг), которые должны быть включены в лицензию для оказания необходимых услуг, допускает субъективное определение соответствия либо несоответствия участников закупки единым требованиям, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системы в действиях заказчика, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в составе заявки N112569965, признанная аукционной комиссией победителем данного аукциона в электронной форме, представлена лицензия от 24.05.2018 NФС-27-01-000824, в которой указан точный перечень необходимых видов лицензируемых работ (услуг).
Учитывая, что выявленное нарушение не оказало влияние на результат проведения торгов, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Хабаровской поликлиники ФГБУЗ "Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (вх. от 21.09.2022 N7/21718) на действия заказчика - Хабаровская таможня при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на Оказание медицинских услуг по углубленному медицинскому обследованию (обязательный объем) сотрудников таможни (г. Хабаровск) (извещение N0122100010522000067) необоснованной.
2. Признать заказчика - Хабаровская таможня (ИНН 2722009856) нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N027/06/106-1308/2022 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.