Резолютивная часть объявлена 27.09.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.09.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Ручий Ю.В.- Старший государственный инспектор отдела Управления;
- Михайлова О.Н.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Лапина А.С. по доверенности N 7фас от 01.08.2022;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Гапаева Л.А. по доверенности N 07-18-
Исх-6742 от 09.12.2021;
от Уполномоченного органа - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ЛабХаус" (ИНН:7813653305; ОГРН: 1217800071059) от 20.09.2022 N 9780/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский окружной клинический центр охраны материнства и детства", Уполномоченного органа - Казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является Поставка реактивов для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009122003975) и, в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "ЛабХаус" (ИНН:7813653305; ОГРН: 1217800071059) от 20.09.2022 N 9780/22, на действия Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении электронного аукциона, предметом которого является Поставка реактивов для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009122003975).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
Указанные в пунктах 3,6,9,10,11,15 позиции являются уникальными и выпускаются единственным производителем, указанное обстоятельство может ограничить количество участников в настоящей закупке.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
По позициям 3, 6, 15 Технического задания установлено следующее:
3 |
Набор для окраски по Маллори |
3.1 |
Краситель |
Трихромный краситель для соединительнотканных срезов |
|
|
3.2 |
Состав набора: |
|
|
|||
3.2.1 |
Железистый гематоксилина по Вейгерту, раствор В, мл |
|
не менее 18 |
|||
3.2.2 |
Железистый гематоксилина по Вейгерту, раствор А, мл |
|
не менее 18 |
|||
3.2.3 |
Спиртовой раствор йодной кислоты, мл |
|
не менее 30 |
|||
3.2.4 |
Полихромный раствор Фуксина Понсо, мл |
|
не менее 30 |
|||
3.2.5 |
Раствор фосфомолибденовой кислоты, мл |
|
не менее 30 |
|||
3.2.6 |
Раствор анилинового синего, мл |
|
не менее 30 |
|||
3.3 |
Количество определений тестов |
|
не менее 100 |
|||
|
|
Характеристики из КТРУ |
||||
6 |
Альциановый синий/реактив Шиффа (РШ) краситель ИВД, набор 21.20.23.110-00000720 |
6.1 |
Описание |
Набор химических реактивов, красителей и/или других связанных с ними материалов, известный как альциановый синий краситель/реактив Шиффа (РШ) (Alcian blue/periodic acid Shiff (PAS) stain), предназначенный для демонстрации кислотных и нейтральных гликозаминогликанов (муцинов) (acidic mucopolysaccharides (mucins)) в биологических/клинических образцах. |
|
|
|
|
Дополнительные характеристики |
||||
|
|
6.2 |
Состав набора |
|
|
|
|
|
6.2.1 |
Альциановый синий рН 2,5, мл |
|
не менее 30 |
|
|
|
6.2.2 |
Раствор йодной кислоты, мл |
|
не менее 30 |
|
|
|
6.2.3 |
Реактив Шиффа, мл |
|
не менее 30 |
|
|
|
6.2.4 |
Гематоксилин Майера, мл |
|
не менее 30 |
|
|
|
6.3 |
Количество определений |
|
не менее 100 |
|
15 |
Набор красителей |
15.1 |
Назначение |
Набор готовых реагентов. Выявление эластических волокон в тканях. Метод основан на афинности комплекса резорцин-фуксин к эластическим волокнам и реакции преципитации между резорцином, основным фуксином и хлоридом железа. В виду относительной специфичности метода возможно окрашивание и других структур: коллагена, базальных мембран. С целью селективного окрашивания эластических волокон необходимо проводить тщательное дифференцирование. |
|
|
|
|
15.2 |
А. Раствор перманганата калия, мл |
|
не менее 20 |
|
|
|
15.3 |
В. Активирующий кислотный буфер, мл |
|
не менее 20 |
|
|
|
15.4 |
C. Раствор щавелевой кислоты, мл |
|
не менее 30 |
|
|
|
15.5 |
D. Раствор резорцин-фуксина по Вейгерту, мл |
|
не менее 80 |
|
|
|
15.6 |
E. Дифференцирующий кислотный буфер, мл |
|
не менее 30 |
В извещении об осуществлении закупки указаны требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика на закупку необходимых товаров.
Функциональные характеристики объекта закупки предусматривают набор сведений о товаре, удовлетворяющих потребности заказчика, и формулируются на основании назначения объекта закупки, требований к его использованию.
При описании объекта закупки через его качественные характеристики заказчиком указываются его свойства, характеристики, признаки, соответствующие назначению и предъявляемым требованиям и позволяющие удовлетворять соответствующие потребности заказчика.
Технические характеристики объекта закупки обозначаются через информацию, определяющую технические свойства товара. Речь идет об описании объекта закупки с указанием конкретных параметров, физических величин и иных показателей.
Эксплуатационные характеристики объекта закупки отражают его надежность, работоспособность, условия эксплуатации (прочность, долговечность, санитарно-гигиенические характеристики, эксплуатационные расходы и пр.).
Описание объекта закупки может отражать также особенности его упаковки и маркировки.
Из анализа приведенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке.
Действующее законодательство не содержит норм, которые ограничивали бы право заказчика описывать товар теми или иными характеристиками, при условии, что такие характеристики отвечают потребностям заказчика и интересам пациента.
На заседание комиссии по рассмотрению жалобы Заказчиком представлены письменные пояснения, из которых следует (выдержка из текста):
"Клиническая деятельность учреждения, для выполнения которого закупаются реактивы, относятся, кроме всего прочего, следующие виды медицинской помощи: прижизненную диагностику любых патологических процессов, прижизненные патолого- анатомические исследования операционного и биопсийного материала и последов, патолого- анатомические вскрытия плодов, новорожденных и детей, в том числе исследование биологических материалов женщин перед подготовкой к процедуре экстракорпорального оплодотворения ОКО) и посмертную диагностику с определением причины смерти.
Непрерывность, своевременность и стандартизация диагностического процесса в патологоанатомическом отделении обеспечивается рутинным (ежедневным) применением стандартных гистологических, гистохимических и иммуногистохимических методик дифференцировки тканевых и клеточных структур, результатом изучения которых является сформулированный патоморфологический (патогистологический) диагноз.
Применение стандартных методик окрашивания обеспечивает высокое качество исследований и соблюдение сроков выдачи морфологических диагнозов в сроки, установленные и утвержденные Федеральной Службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Сборник нормативно-методических документов по вопросам патологоанатомических (патоморфологических) исследований:"Система добровольной сертификации процессов выполнения патологоанатомических (патоморфологических) исследований и патологоанатомических услуг в здравоохранении", Москва, 2007 г., с.278): от 20 минут, до 14 суток в зависимости от вида материала.
Данные методики являются последовательными или параллельными звеньями единого диагностического процесса - от приготовления из полученного от пациента биопсийного или операционного материала гистологического препарата (стекло с нанесенным на него тканевым срезом) с обзорным окрашиванием гематоксилином-эозином (первичная диагностика патологического процесса) до оформления патоморфологического диагноза. То есть начальным этапом патоморфологической диагностики всегда является исследование гистологического стеклопрепарата с окрашенным гематоксилином-эозином тканевым срезом. Далее, для формулировки обоснованного патоморфологического диагноза, стеклопрепараты с тканевыми срезами подвергаются специальному гистохимическому или иммуногистохимическому исследованию в одной лаборатории в рамках единого диагностического процесса.Методику обработки материала в процессе иатогистологического исследования определяет врач- патологоанатом с учетом максимальной достоверности диагностики ("Патологическая анатомия" Национальное Руководство. "ГЭОАР-Медиа", 2011 г.,с.26). Вышеперечисленные методики не являются новыми и уникальными, однако самостоятельное приготовление данных красителей - трудоемкий и длительный процесс, а полученные красители имеют крайне малый срок годности, при самостоятельном приготовлении данных красителей не исключены случае ошибок или человеческих факторов.
Использование готовых наборов для гистохимического и иммуногистохимического исследований наиболее целесообразно как с лечебно-диагностической (высокое качество, соблюдение сроков и максимально возможная стандартизация диагностики и контроля лечения) и экономической позиций. Бесперебойное и своевременное обеспечение патологоанатомического отделения реактивами предотвращает простои в работе персонала и оборудования, позволяет сохранить высокое качество патоморфологической диагностики и избавляет пациенток от необходимости поиска других, в том числе иногородних, патоморфологических лабораторий для получения достоверного диагноза.
Наборы для любого вида специального окрашивания наиболее удобны в применении, т.к. имеют четкие апробированные протоколы, не требующие подбора в каждом случае, стандартизированный состав и комплект реактивов, помещенных в удобную, очищенную в заводских условиях тару.
Для достоверной оценки характера патологического процесса часто возникает необходимость одновременного проведения нескольких видов специализированных окрашиваний материала с использованием как гистохимических методов (по Маллори, Альциановый синий/реактив Шиффа, по Вегерту и др.), так и иммуногистохимических методов.
Каждый новый набор красителей, отличающийся по составу, объёму, технологическим характеристикам процесса, требует обязательной валидации (подбор масс, объемов реагента и времени его экспозиции), под каждый реагент и под каждое отделение в каждом конкретном отделении (Стандартные технологические процедуры при проведении патолого-анатомических исследований. Клинические рекомендации. RPS1.1 (2016), что занимает дополнительное рабочее время персонала, и как следствие, снижение качества оказываемой медицинской помощи и увеличение времени патолого-анатомической диагностики.
При этом стоит отметить, что в описании объекта закупки все объемы закупаемых реактивов указаны не в конкретном объеме, а в диапазонном, при котором указан только нижний порог объема реактивов, таким образом, заказчик дает участнику возможность предоставить (предложить) заказчику наборы с реагентами нужных объемов исходя из своихвозможностей, но не менее установленного нижнего порога. Также, участник вправе собрать наборы, необходимые заказчику, не путем приобретения таких наборов у одного производителя, но и путем его сбора в один набор, но при соблюдении требований заказчика.
Качество медицинской помощи - это не только важнейшая категория в мировом и отечественном здравоохранении, но и медицинская помощь, оказанная в соответствии с имеющейся у человека медицинской проблемой, соответствующие современным достижениям медицинской науки и практики, стандартами качества медицинской помощи, осуществленные своевременно, в необходимой последовательности, обеспечившие положительный эффект и не приведшие к ухудшению здоровья пациента, удовлетворившие правомерные притязания пациента. Невозможно обеспечить высокое качество медицинской помощи, без применения высококачественных и технологичных медицинских изделий, отвечающих потребностях заказчика и современным требованиям в системе здравоохранения.
О наличии функционального рынка и о наличии конкуренции свидетельствуют представленные заказчику несколько коммерческих предложений, описание объекта закупки дает возможность заинтересованным лицам предложить к поставке товар, соответствующий потребностям лечебного учреждения".
Описание объекта закупки в части предъявления Заказчиком требований к закупаемому товару не является безусловным основанием для вывода об ограничении конкуренции.
Довод в данной части является необоснованным.
По позициям 9, 10, 11 Технического задания установлено следующее:
9 |
10% нейтральный буферный раствор формалина ИВД 21.20.23.110-00005840 |
Характеристики из КТРУ |
|||
9.1 |
Описание |
10% нейтральный буферный раствор формалина (10% Neutral buffered formalin), предназначенный для использования в качестве фиксатора при обработке биологических тканей или клинических образцов. |
|
||
9.2 |
Объем реагента, Кубический сантиметр;^миллилитр |
|
10 |
||
Дополнительные характеристики | |||||
9.3 |
Герметичные пластиковые прозрачные контейнеры объёмом, мл |
|
не менее 25 |
||
9.4 |
Каждый контейнер имеет поле для идентификационных записей. |
наличие |
|
||
9.5 |
Упаковка и фасовка, шт. |
|
не менее 25 |
||
10 |
10% нейтральный буферный раствор формалина ИВД 21.20.23.110-00005840 |
Характеристики из КТРУ |
|||
10.1 |
Описание |
10% нейтральный буферный раствор формалина (10% Neutral buffered formalin), предназначенный для использования в качестве фиксатора при обработке биологических тканей или клинических образцов. |
|
||
10.2 |
Объем реагента, Кубический сантиметр;^миллилитр |
|
10 |
||
Дополнительные характеристики | |||||
10.3 |
Герметичные пластиковые прозрачные контейнеры объёмом, мл |
|
не менее 50 |
||
10.4 |
Каждый контейнер имеет поле для идентификационных записей. |
наличие |
|
||
10.5 |
Упаковка и фасовка, шт. |
|
не менее 15 |
||
11 |
10% нейтральный буферный раствор формалина ИВД 21.20.23.110-00005840 |
Характеристики из КТРУ |
|||
11.1 |
Описание |
10% нейтральный буферный раствор формалина (10% Neutral buffered formalin), предназначенный для использования в качестве фиксатора при обработке биологических тканей или клинических образцов. |
|
||
11.2 |
Объем реагента, Кубический сантиметр;^миллилитр |
|
50 |
||
Дополнительные характеристики | |||||
11.3 |
Герметичные пластиковые прозрачные контейнеры объёмом, мл |
|
не менее 150 |
||
11.4 |
Каждый контейнер имеет поле для идентификационных записей. |
наличие |
|
||
11.5 |
Упаковка и фасовка, шт. |
|
не менее 12 |
Заявитель указывает, что под указанные характеристики подходит товар единственного производителя ООО "ЭргоПродакшн".
Комиссия Управления, изучив информацию по медицинскому изделию "Формалин 10%" на сайте Росздравнадзора установила, что данный товар выпускается и на него имеются следующие регистрационные удостоверения: РЗН 2020/12416, РЗН 2019/8913, РЗН 2017/5890, РЗН 2022/17271, РЗН 2016/5066.
Из указанных регистрационных удостоверений требуемая Заказчику фасовка зарегистрирована только у производителя ООО "ЭргоПродакшн" регистрационное удостоверение РЗН 2019/8913.
На заседании комиссии Заказчик указал, что поставщик мог доложить необходимое количество товара в коробку.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что данное действие поставщика могло привести к отказу приемки товара ввиду несоответствия фактическому количеству товара в упаковке, информации указанной в регистрационном удостоверении.
Кроме того, данное действие возлагает на поставщика излишнюю обязанность.
Заказчик достоверно не обосновал необходимость в указанной фасовке.
Между тем, исключив требование к количеству фасовки Заказчиком мог быть расширен потенциальный круг подходящих товаров.
На основании вышеизложенного, довод в данной части является обоснованным, Заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание.
Жалоба ООО "ЛабХаус" (ИНН:7813653305; ОГРН: 1217800071059) от 20.09.2022 N 9780/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N 727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛабХаус" (ИНН:7813653305; ОГРН: 1217800071059) от 20.09.2022 N 9780/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский окружной клинический центр охраны материнства и детства", Уполномоченного органа - Казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении электронного аукциона, предметом которого является Поставка реактивов для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009122003975) частично обоснованной.
1.1. Признать доводы жалобы ООО "ЛабХаус" (ИНН:7813653305; ОГРН: 1217800071059) от 20.09.2022 N 9780/22 по позициям 3, 6, 15 текста жалобы необоснованными.
1.2. Признать доводы жалобы ООО "ЛабХаус" (ИНН:7813653305; ОГРН: 1217800071059) от 20.09.2022 N 9780/22 по позициям 9, 10, 11 обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский окружной клинический центр охраны материнства и детства" нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский окружной клинический центр охраны материнства и детства", Уполномоченному органу - Казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Ручий Ю.В.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 сентября 2022 г. N 086/06/33-1337/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2022