Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьева С.Н.
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Шендрик Е.В.,
в присутствии представителей:
- заказчика - Министерства цифрового развития Камчатского края (далее - Заказчик) Батурина В.А. (по доверенности от 26.09.2022), Тарасенко И.А. (по доверенности от 26.09.2022), Ждановой А.Н. (по доверенности от 26.09.2022);
- заявителя - ИП Данилова С.В. (далее - Заявитель) Данилова С.В.,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при осуществлении закупки путем электронного аукциона (далее - ЭА) при определении подрядчика на выполнение работ по переводу исполнительных органов Камчатского края на использование отечественного программного обеспечения (закупка N 0138200001422000014) (далее - Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика на выполнение работ по переводу исполнительных органов Камчатского края на использование отечественного программного обеспечения (закупка N 0138200001422000014) (далее - Закупка). Извещение с прикреплёнными электронными документами о Закупке размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) 30.08.2022. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 14 353 004,01 рублей.
Перечень прикрепленных документов:
- Приложение 1 к Извещению Обоснование НМЦК ИКЗ 222410112081641010100100570016209242 (отечественное ПО)-2;
- Приложение 2 к Извещению Проект ГК к ИКЗ 222410112081641010100100570016209242 (отечественное ПО);
- Приложение 3 к Извещению Описание ОЗ к ИКЗ 222410112081641010100100570016209242 (отечественное ПО);
- Приложение 4 к Извещению Требование к составу заявки к ИКЗ 222410112081641010100100570016209242 (отечественное ПО);
- Приложение 6 к Извещению Требование к обеспечению к ИКЗ 222410112081641010100100570016209242 (отечественное ПО);
- Приложение 5 к Извещению Порядок рассмотрения и оценки заявок.
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 09.09.2022 NРИ1, на основании запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении Закупки.
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 09.09.2022 NРИ2, на основании запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении Закупки.
Размещены в ЕИС изменения извещения о проведении электронного аукциона от 12.09.2022 NИИ1 в ред. N2 с прикреплёнными электронными документами.
Перечень изменений, прикрепленных извещением о проведении электронного аукциона NИИ1 от 12.09.2022:
- Приложение 3 к Извещению Описание ОЗ к ИКЗ 222410112081641010100100570016209242 (отечественное ПО);
- Приложение 1 к Извещению Обоснование НМЦК ИКЗ 222410112081641010100100570016209242 (отечественное ПО)-2;
- Приложение 2 к Извещению Проект ГК к ИКЗ 222410112081641010100100570016209242 (отечественное ПО);
- Приложение 4 к Извещению Требование к составу заявки к ИКЗ 222410112081641010100100570016209242 (отечественное ПО);
- Приложение 6 к Извещению Требование к обеспечению к ИКЗ 222410112081641010100100570016209242 (отечественное ПО);
- Приложение 5 к Извещению Порядок рассмотрения и оценки заявок.
23.09.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная через ЕИС 22.09.2022, на действия Заказчика при разработке документации об ЭА.
По мнению Заявителя:
1."5.3.1.6. Должна иметь в составе ядро не ниже 5.15 ....".
Ядро является неотъемлемой частью операционной системы. Из сути пункта следует, что ядро должно быть сразу 5.15 после установки без проведения дополнительных манипуляций.
Согласно информации из открытых источников сведения, об ядре в сертифицированной версии подтверждается специалистами ФСТЭК России в статье от 26.06.2022 г., опубликованной на ресурсе https://servernews.ru/1068888/. Из перечисленных ОС ядро 5.15 есть только у ОС "Основа".
Справочно, что если требуется сертифицированная ОС, то она должна содержать в составе поставки диск, на котором записан сертифицированный образ ОС, формуляр, копия сертификата и паспорт изделия.
Суть сертификации, проверяется ОС и создается контрольная сумма важных файлов, входящих в состав (в том числе ядро), эта контрольная сумма указывается в формуляре. При наличии требований ФСТЭК в формуляр может быть внесена дополнительная информация о необходимых выполняемых действиях в ОС. В каждом сертификате ФСТЭК, выданным уполномоченным органом, прописано что распространяется при выполнении требований, указанных в формуляре. А формуляр по некоторым пунктам может ссылаться на паспорт изделия.
Таким образом, данный пункт ограничивает конкуренцию, так как под данное требование подпадает только одна операционная система "Основа".
2. 5.3.1.11. Должна иметь встроенные средства, обеспечивающие возможность двуфакторной аутентификации с использованием пароля пользователя и биометрической аутентификации по геометрии лица.
Под данное требование подпадает только одна операционная система РЭД ОС https://www.red-soft.ru/ru/content/гембафейс.
3. 5.3.1.9 Для управления установкой и обновлением пакетов должен применяться консольный инструмент, позволяющий:
- создавать базы данных sqlite для использования с файловым менеджером yum
YUM это не файловый менеджер, а пакетный менеджер (т.е. используется для установки программ, а не для работы с файлами). И используется только в одной операционной системе РЭД ОС.
В совокупности указанных требований на рынке отсутствует операционная система, соответствующая всем указанным требованиям в техническом задании.
На основании выше изложенного можно предположить, что Заказчик планирует приобрести операционную систему отсутствующею в свободном доступе.
В письменных возражениях от 27.09.2022 N 56.02/1960 Заказчик не согласился с указанными доводами.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в извещении объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (далее - Постановлением N 616).
Таким образом, в случае если при проведении закупки установлено в соответствии с Постановлением N 616 запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, то описание объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ. При этом возможность установления дополнительных характеристик в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 145 в указанном случае не допускается.
Согласно пункту 8 Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.07.2018 N 335 "Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения" установлено, что переход государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется осуществлять с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и соответствующего дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (далее - Дополнительные требования).
Согласно Извещению, объектом закупки является "Выполнение работ по переводу автоматизированных рабочих мест исполнительных органов Камчатского края на использование отечественного программного обеспечения, с учетом методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.07.2018 N 335" (код КТРУ 62.09.20.000-00000001 "Услуги в области информационных технологий и компьютерные услуги прочие, не включенные в другие группировки", условная единица; 58.29.50.000-00000003 "Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение", условная единица).
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Пунктом 1.4 "Описания объекта закупки" установлен перечень документов, на основании которых выполняются работы.
На заседании Комиссии, Заявитель пояснил, что по доводам под NN 1, 2 нет доказательств, которые могут их обосновать, а также не имеет возможности представить документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.
По доводу N 3, Заявитель пояснил, что формулировка "файл", либо "пакет" не несет в себе юридически значимое обстоятельство, поскольку данная синтаксическая аллегория не подменяет по существу пункт 5.3.1.9 Технического задания.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, в техническом задании документации об Аукционе детализированы дополнительные требования к офисному программному обеспечению установленные Постановлением N 325. При этом требования, установленные Заказчиком, являются конкретизирующими функциональные характеристики предмета закупки и общими для офисных программных продуктов. Кроме того, установление вышеуказанных требований в техническом задании документации об ЭА обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
По 1 доводу жалобы, представитель Заказчика пояснил, что требование Заказчика о возможности работы системы на ядре 5.15 обусловлено следующими факторами.
В ядре 5.15 были устранены и закрыты следующие уязвимости: BDU:2021-05673, BDU:2021-04711, BDU:2022-00682, BDU:2022-00683 (из банка уязвимостей ФСТЭК России https://bdu.fstec.ru/vul).
В клиенте протокола передачи файлов (CIFS) прекращена поддержка NTLM и менее надёжных алгоритмов аутентификации, основанных на алгоритме DES и используемых в протоколе SMB1. NTLM - это потенциальная уязвимость операционной системы (ОС), регулярно эксплуатируемая вредоносными программами. Отсутствие поддержки данных алгоритмов в ядре гарантирует отсутствие уязвимости.
Так же, были внесены изменения нацеленные на повышение производительности (из них примерно 45% изменений относится к драйверам устройств), расширен перечень поддерживаемого оборудования, что окажет положительный эффект на устаревшем парке машин, так как Заказчик не закупает новое оборудование для миграции на российское программное обеспечение (ПО), а стремится сохранить текущий парк ИТ-оборудования.
Версии ОС сертифицированные ФСТЭК России могут быть обновлены согласно порядку установки критических обновлений, установленному регулятором, что является легитимным способом установки критический обновлений, с внесением уточненных контрольных сумм в формуляр после каждого обновления.
При этом, заявленная Заказчиком версия ядра 5.15 упоминается минимум в 3-х открытых источникам Сертифицированных ОС:
1) Основа 2.4.3 (https://interface31.ru/tech_it/2022/08/rossiyskaya-sistema-osnova---kak- osnova-zashhishhennoy-infrastruktury.html);
2) РЭД ОС 7.3 (https://redos.red-soft.ru/base/update/update-kernel-5-15-7-3/),
3) Астра Линукс 1.7 (https://wiki.astralinux.ru/pages/viewpage.action?pageId=147161895)
По 2 доводу жалобы, представитель Заказчика пояснил, что Заказчик указал данное требование чтобы обеспечить безопасное подключение к системе. Данное требование позволит повысить безопасность входа в систему без усложнения паролей, исключит возможность передачи регистрационных данных пользователей третьему лицу, исключит возможность утечки паролей, исключит необходимость хранения паролей и учёта парольной политики.
По 3 доводу жалобы, представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что Заказчику необходимо обеспечить совместимость с уже эксплуатируемым функционалом управления установкой и обновлением пакетов согласно Техническому заданию, Заказчик указал требования к определенному пакетному менеджеру, который также используется в операционных системах:
AlterOS (https://edu.alter-os.ru/);
РЭД ОС (https://redos.red-soft.ru/base/manual/redos-manual/sup-yum/forwhat-yum/) .
"Пакет" в терминологии администрирования отечественных операционных систем - это архив специального формата, который содержит все необходимые приложению бинарные и конфигурационные файлы, информацию о том, как их следует разместить в файловой системе (https://interface31.ru/tech_it/2019/09/linux-nachinayushhim-chast-5-upra vlenie-paketami.html). Исходя из данного понятия однозначно следует, что "архив", содержащий файлы и сведения о файлах, является также файлом.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к выводу о том, что требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для Заказчика, и по общему правилу указание в извещении о закупке особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара в ходе выполнения работ по переводу исполнительных органов Камчатского края на использование отечественного программного обеспечения не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников Закупки и при этом соблюдается требования Закона о контрактной системе. Произвольного отступления Заказчиком от требований каталога товаров, работ, услуг не установлено.
Таким образом, жалоба Заявителя является необоснованной.
При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе данной Закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ Е.В. Шендрик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.