Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 сентября 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела Псковского УФАС России "_"
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России - "_",
главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России - "_",
при участии в видеоконференции представителей Заказчика - "_" по доверенности N 66 от 19.09.2022, "_" по доверенности,
при участии в видеоконференции представителя Общества - "_" по доверенности от 19.09.2022,
рассмотрев сведения, направленные ГБУ ПО "Управление автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Петродорпроект" (191119, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 44, лит. Е, пом. 508), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на разработку проектной документации капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения Старый Изборск - Палкино - Остров на участке км 50+850 - км 54+630 (устройство недостающих тротуаров в г. Остров) в Островском районе Псковской области (идентификационный номер: 984-ЭК-ГЗ) (номер извещения: 0157200000319000857),
УСТАНОВИЛА:
14 сентября 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Петродорпроект" (191119, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 44, лит. Е, пом. 508), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на разработку проектной документации капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения Старый Изборск - Палкино - Остров на участке км 50+850 - км 54+630 (устройство недостающих тротуаров в г. Остров) в Островском районе Псковской области (идентификационный номер: 984-ЭК-ГЗ) (номер извещения: 0157200000319000857).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 21 сентября 2022 года в 10 часов 00 минут.
1) Дата размещения извещения на официальном сайте N 0157200000319000857 - 03.10.2019.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 4 398 628,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N 0157200000319000857-П4 от 06.11.2019 на участие было подано 2 (две) заявки, победителем признано ООО "Петродорпроект" с наименьшим предложением о цене контракта 3 500 000.00 рублей.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно ст. 54.1 Закона о контрактной системе (действовавшей на момент проведения рассматриваемых торгов) под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч. 14 ст. 54.7 Закона о контрактной системе победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе, в электронной форме которого присвоен первый номер.
Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта (часть 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).
18.11.2019 между Заказчиком и обществом заключен государственный контракт N 01572000003190008570001 на разработку проектной документации капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения Старый Изборск - Палкино - Остров на участке км 50+850 - км 54+630 (устройство недостающих тротуаров в г. Остров) в Островском районе Псковской области (далее также - контракт).
Общая цена контракта составляет 3 500 000 рублей 00 копеек.
Срок исполнения контракта - 11.12.2020.
В соответствии с п. 1.1 контракта в целях развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Псковской области, Стороны заключили настоящий Контракт, согласно которому Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке проектной документации капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения Старый Изборск - Палкино - Остров на участке км 50+850 - км 54+630 (устройство недостающих тротуаров в г. Остров) в Островском районе Псковской области (далее - работы) в соответствии с Заданием на разработку проектной документации (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик, выступающий в интересах Псковской области, берет на себя обязательства принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
1.2. В ходе выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ, предусмотренных условиями Контракта и Заданием на разработку проектной документации (Приложение N1 к Контракту).
Согласно пункту 3.4 контракта работы, выполненные Подрядчиком с отклонением от требований технических регламентов, действующих норм и правил, нормативно-правовых актов, Задания на разработку проектной документации (Приложение N 1 к Контракту) и иных исходных данных или с иными недостатками не подлежат оплате Заказчиком до устранения Подрядчиком обнаруженных недостатков.
В соответствии с п. 6.2. Контракта, срок окончания выполнения работ: в течение 10 (десяти) месяцев с даты заключения Контракта.
В соответствии с п. 7.4. Контракта, в случае выявления некомплектности проектной документации, несоответствия её Заданию на разработку проектной документации (Приложение N 1 к Контракту), иным требованиям и исходным данным, либо иных недостатков Заказчик направляет в течение 15-ти рабочих дней со дня получения проектной документации замечания с перечнем недостатков и устанавливает Подрядчику срок устранения выявленных недостатков. Подрядчик обязан устранить выявленные недостатки за свой счет без возмещения затрат Заказчиком и повторно представить проектную документацию для согласования Заказчиком. Заказчик не подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ до устранения выявленных недостатков, при этом всю ответственность за нарушение сроков несет Подрядчик. Повторная проверка полностью готовой проектной документации осуществляется Заказчиком в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом.
В соответствии с п. 7.5. Контракта окончательной приемке работ должна предшествовать проводимая в установленном порядке государственная экспертиза разработанной Подрядчиком проектной документации. Окончательная приемка выполненных по Контракту работ осуществляется Заказчиком только при положительных результатах государственной экспертизы в течение 3-х рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы. В случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы Заказчик отказывает в приемке работ. Оплату повторной экспертизы Подрядчик производит за счет собственных средств, без компенсации данных затрат Заказчиком.
В соответствии с п. 16.1. Технического задания к Контракту предусмотрен порядок разработки проектной документации, который включает в себя:
1. выполнение инженерных изысканий;
2. предоставление на рассмотрение Заказчику технического отчета по материалам инженерных изысканий;
3. разработка вариантов инженерных и конструктивных решений с технико-экономическим обоснованием и принципиальной схемой организации строительно-монтажных работ по каждому варианту;
4. представление материалов вариантной проработки на согласование Заказчику;
5. разработка проектной документации на основании выбранных и согласованных Заказчиком технических решений, принятых к разработке;
6. до загрузки проекта в органы государственной экспертизы, передача 1 экз. разработанной проектной документации на рассмотрение Заказчику, устранение замечания по результатам рассмотрения документации у Заказчика;
7. передача проектной документации в органы Государственной экспертизы;
8. передача проектной документации Заказчику в полном объеме (п. 19.2 Задания) с учетом корректировки по замечаниям органов Государственной экспертизы.
В рамках Контракта Подрядчиком выполнены и сданы, а Заказчиком приняты без замечаний и оплачены работы по п.п. 1 - п.п. 7 п. 16.1. Технического задания к Контракту:
- по Акту N 1 от 27.12.2019 г. (инженерно-геодезические изыскания);
- по Акту N 2 от 31.03.2020 г. (сбор исходных данных, инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические работы);
- по Акту N 3 от 23.11.2020 г. (разработка проектной документации, ООС, разработка раздела по охране культурного наследия, оплата ущерба, наносимого ихтиофауне).
Состав разработанной Подрядчиком проектной документации, принятой Заказчиком по актам, соответствует требованиям Технического задания к Контракту. До подписания Актов сдачи-приемки выполненных работ, во исполнения закона и Контракта, Заказчик проверил объем и качество проектной документации, высказал замечания, а Подрядчик надлежащим образом замечания к проектной документации устранил (Письма Заказчика исх. N 1271 от 26.03.2020 г., исх. N 520 от 11.02.2020 г. о согласовании результата по Акту N 2 от 31.03.2020 г., Ведомость объемов работ, с согласованием Заказчика по Акту N 3 от 23.11.2020).
02.09.2022 Исполнитель перечислил обеспечение Контракта по реквизитам Заказчика, что подтверждается Платежным поручение N 638 от 02.09.2022 г. Денежные средства в счет обеспечения исполнения Контракта приняты Заказчиком и не возвращены Подрядчику.
Исходя из части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.1 контракта он может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа Стороны настоящего Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 11.2 контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта в случае, если:
Согласно п. 11.2.1 контракта Подрядчик выполняет работы ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми;
Согласно п. 11.2.2 контракта Подрядчик неоднократно нарушил сроки выполнения работ, предусмотренные настоящим Контрактом;
Согласно п. 11.2.3 контракта Подрядчик не приступает к исполнению настоящего Контракта в срок, установленный настоящим Контрактом, или нарушает Календарный план работ (приложение N 2 к Контракту), предусмотренный настоящим Контрактом, либо в ходе исполнения Подрядчиком условий Контракта стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом в установленный настоящим Контрактом срок.
Фактически оплачено заказчиком - 2 699 696 рублей 00 копеек.
Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе. Не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 360; в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 принято 01.09.2022.
Дата уведомления поставщика - 01.09.2022.
Дата расторжения контракта - 12.09.2022.
Сведения направлены в антимонопольный орган - 14.09.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия Псковского УФАС России, учитывая исполнение контракта Обществом более, чем на 77 %, обоюдный допуск сторон нарушения срока исполнения контракта, приходит к выводу о возможности невключения сведений об Обществе в реестр.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные ГБУ ПО "Управление автомобильных дорог Псковской области" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Петродорпроект" (191119, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 44, лит. Е, пом. 508), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на разработку проектной документации капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения Старый Изборск - Палкино - Остров на участке км 50+850 - км 54+630 (устройство недостающих тротуаров в г. Остров) в Островском районе Псковской области (идентификационный номер: 984-ЭК-ГЗ) (номер извещения: 0157200000319000857), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.