Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела Псковского УФАС России "_",
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России - "_",
главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России - "_",
в присутствии представителя Заявителя - "_" по доверенности N 1 от 01.01.2022,
в присутствии представителя уполномоченного органа - председателя Комитета по закупкам Псковской области "_",
в присутствии представителя Заказчика - "_" по доверенности от 24.02.2022,
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Медфарм" на необоснованное применение Приказа N 126н при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (лейкопластырь, бинты марлевые, салфетки стерильные и повязка для фиксации катетеров) (регистрационный номер: 1104-А-ГЗ) (извещение N 0157200000322000996), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06.09.2022 уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен электронный аукцион на поставку медицинских изделий (лейкопластырь, бинты марлевые, салфетки стерильные и повязка для фиксации катетеров) (регистрационный номер: 1104-А-ГЗ) (извещение N 0157200000322000996).
Извещение N 0157200000322000996 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 06.09.2022 17:38.
Начальная (максимальная) цена контракта - 703 380,88 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (с учетом изменений) - 14.09.2022 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.09.2022 NИЭА1, на участие в аукционе подано 9 (девять) заявок, 1 (одна) отклонена, 8 (восемь) признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Победителем признана заявка N 41 (ООО "Медфарм") с ценой предложения 426 300,00, уменьшенной в соответствии с приказом N 126 н до 362 355,00 рублей.
20.09.2022 года (вх. N 972-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 27.09.2022 года в 15 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N 972-з от 20.09.2022 г.).
Необоснованное снижение цены контракта на 15%, поскольку товара по позиции 9 Описания объекта закупки (повязка для фиксации катетеров) с характеристиками длинна 8 см, ширина 6 см, с двумя подушечками впитывающей (26-20 мм) и изолирующей (30-20 мм) в Российской Федерации не производят.
Представитель уполномоченного органа, заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх. N КЗ-21-202 от 26.09.2022 г., N 943 от 26.09.2022, в материалах дела):
Цена победителю аукциона ООО "Медфарм" снижена на 15%, в соответствии с положениями Приказа Минфина N126н, поскольку в заявках двух участников задекларирована страна происхождения товаров Россия.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
В соответствии с частью 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе применяется, в том числе, Приказ Минфина РФ от 04.06.2018 N 126н.
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Приказа от 04.06.2018 N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
В силу подпункта "в" пункта 2 Приказа от 04.06.2018 N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случае если все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Извещением о проведении электронного аукциона установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе о том, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона и указанным в документе "Описание объекта закупки", содержащем описание объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) и наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а именно в соответствии с пп. б) ч. 2 ст. 43: наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
Как следует из пункта 5 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, должна содержать, в том числе информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
Согласно пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.09.2022 N ИЭА1, 1 заявка отклонена, 8 признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
В соответствии с Описанием объекта закупки, а именно спорного пункта 9 предусмотрена поставка:
9 |
Лейкопластырь хирургический универсальный, стерильный |
Повязка для фиксации катетеров 8*6 |
21.20.24.110 |
21.20.24.110-00000008 Лейкопластырь хирургический универсальный, стерильный |
Самоклеящаяся стерильная повязка для фиксации канюль из нетканого материала с впитывающей подушечкой и изолирующей подушечкой. Длина 8 см ( _ 5 мм); ширина 6 см ( _ 5 мм); Основа повязки - нетканый синтетический материал, раневая подушка - абсорбирующая вискоза, покрытая микросеткой, клеевая основа -синтетический клей на каучуковой основе. Размер подушечки - не менее 26 х 20 мм, размер дополнительной изолирующей подушечки - не более 30 х 20 мм. Каждая повязка должна быть упакована индивидуально, должна быть стерильной. |
Доп.хар-ки указаны вследствие отсутствия конкретных показателей в КТРУ |
Шт |
Частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские изделия допускаются для обращения на территории Российской Федерации только после их государственной регистрации в Росздравнадзоре.
К полномочиям Росздравнадзора в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 в части медицинских изделий относятся в том числе: ведение Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
Данный Реестр, находится в открытом доступе на официальном сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch.
В соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, вид медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий указывается заявителем в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия.
Классификация предназначена для идентификации медицинских изделий в целях государственной регистрации и обеспечения достоверности, сопоставимости, автоматизированной обработки информации в целях осуществления сотрудничества и обмена данными, в том числе на международном уровне, между заинтересованными сторонами, такими как законодательные органы, производители, поставщики и конечные пользователи, а также в целях обеспечения мониторинга безопасности медицинских изделий.
Классификация содержит сведения о видах медицинских изделий и предусматривает использование специализированного программного обеспечения, позволяющего производить поиск вида медицинского изделия по классификационным признакам, или по их совокупности, по полному наименованию вида, по части наименования или по кодам вида.
Комиссия проанализировала письма производителей, представленные Заявителем (ООО "Галтеяфарм", ООО "Эверс Груп Рус"), реестр медицинских изделий, в том числе инструкции по применению медицинского изделия, размещенные в реестре (например: пластыря для фиксации катетеров, стерильный, производитель: ООО "ЭВТЕКС") установила, что пластырь с впитывающей подушечкой и изолирующей подушечкой российского производства в реестр отсутствует.
Исходя из фактически установленных обстоятельств, подтвержденных достаточными доказательствами, Комиссией в рамках рассмотрения жалобы установлено, что несмотря на декларирование страны происхождения двумя участниками закупки, товар, соответствующий требованиям Заказчика, не производится на территории Российской Федерации.
Таким образом, снижение цены контракта на 15% в данном конкретно рассматриваемом случае, не соответствует целям и задачам применения Закона о контрактной системе, в том числе в сфере национального режима, т.к. причиной снижения цены контракта, заключенного с победителем является предоставление третьими лицамм информации о товаре не соответствующей действительности.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Медфарм" обоснованной.
2. Установить в действиях аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.09.2022 N ИЭА1 и рассмотрения заявок участников закупки повторно, с учетом настоящего решения и выявленных обстоятельств.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования, в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.