Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Потемкиной Т. В., членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок Савичевой К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ерофеевой И.С.,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "А+ Инжиниринг" (далее также - ООО "А+ Инжиниринг", общество) - обеспечило участие в проведении проверки посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности Суркова Е. Е., Петровой Ю. А.,
заказчик - государственное казённое учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее также - ГКУ ЯО "Ярдорслужба", заказчик) - обеспечил участие в проведении проверки посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности Дворянинова А. Ю., Улецкого О. В.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ГКУ ЯО "Ярдорслужба" в отношении ООО "А+ Инжиниринг", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", порядка расторжения контракта N 21-31/2 от 10.01.2022 на разработку проектной документации на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Сергиев Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец "Р-104" с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001921003289), заключенного с ООО "А+ Инжиниринг", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 20.09.2022 N 79/22,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "А+ Инжиниринг", нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 21-31/2 от 10.01.2022 на разработку проектной документации на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Сергиев Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец "Р-104" с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001921003289).
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 07.12.2021 размещено извещение N 0171200001921003289 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на разработку проектной документации на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Сергиев Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец "Р-104" с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 888 389,44 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.12.2021 N0171200001921003289-3-1 победителем рассматриваемой закупки признано ООО "А+ Инжиниринг".
10.01.2022 г. между ГКУ ЯО "Ярдорслужба" и ООО "А+ Инжиниринг" заключен контракт N 21-31/2 на разработку проектной документации на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Сергиев Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец "Р-104" с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области (далее также - контракт N 21-31/2 от 10.01.2022, контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по разработке проектной документации на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Сергиев Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец "Р-104" с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области (далее по тексту - работы, документация), в соответствии с Заданием (Приложение N 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта, и передаче результата работы Заказчику, а Заказчик принимает на себя обязательство принять и оплатить работы, выполненные надлежащим образом, в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Результатом выполненной работы по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий. Проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и изыскательских работ при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 1.4 контракта).
Пунктом 1.3 контракта предусмотрен Срок выполнения работ:
- начало работ - с даты заключения контракта;
- окончание выполнения работ - 30.06.2022.
Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
В ходе исполнения контракта между заказчиком и подрядчиком осуществлялось активное взаимодействие по вопросам выполнения работ, являющихся предметом контракта, в том числе путем ведения переписки (представлена в материалы дела).
В частности, подрядчик в целях выполнения работ по контракту запрашивал необходимые информацию и документы (письма исх. N С11/22 от 19.01.2022, исх. N С26/22 от 17.03.2022), уведомлял заказчика об обстоятельствах, препятствующих выполнению работ по контракту (неблагоприятные погодные условия, при которых выполнение являющихся предметом контракта работ недопустимо в соответствии с действующими правилами и нормами проектирования (письма исх. N С33/22 от 30.03.2022, исх. С58/22 от 18.07.2022), направлял в адрес заказчика промежуточные результаты выполненных работ для согласования (технические отчеты по результатам инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий для подготовки проектной документации (письмо исх. N С37/22 от 08.04.2022), варианты конструкций дорожной одежды, расчет конструкций дорожной одежды, рекомендации к подбору состава дорожного бетона и устройству цементобетонных покрытий на пунктах весогабаритного контроля (письмо исх. N С38/22 от 18.04.2022), технологические и конструктивные решения (письмо исх. N С43/22 от 26.04.2022), разделы проектной документации 01-2022-ППО, 01-2022-ПОД, 01-2022-ТКР1, 01-2022-ТКР2, 01-2022-ТКР4 (письмо исх. N С58/22 от 18.07.2022).
В свою очередь, заказчик направлял в адрес подрядчика замечания по инженерным изысканиям (письмо исх. от 12.04.2022 N 04-05/2239) и по проектной документации (письма исх. от 08.08.2022 N 04-05/5585, исх. от 11.08.2022 N 04-05/5734), а также уведомлял последнего о нарушении сроков выполнения работ по контракту (исх. от 15.07.2022 N 04-05/4883).
В связи с тем, что работы, являющиеся предметом контракта, не были выполнены подрядчиком в предусмотренные контрактом сроки, 06.09.2022 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.09.2022, после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, разработанная подрядчиком проектная документация была принята заказчиком (акт приема-передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий от 16.09.2022, накладная N 4 от 16.09.2022), после его в этот же день заказчиком выдана доверенность подрядчику для прохождения государственной экспертизы проектной документации.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
06.09.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.09.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, следовательно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 06.09.2022.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 17.09.2022.
Представители ООО "А+ Инжиниринг" на заседании Инспекции пояснили, что общество имело намерение исполнить контракт N 21-31/2 от 10.01.2022 на разработку проектной документации на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Сергиев Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец "Р-104" с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области надлежащим образом и в предусмотренные контрактом сроки; нарушение обществом сроков выполнения работ по контракту обусловлено объективными и не зависящими от общества обстоятельствами (неблагоприятными погодными условиями, при которых выполнение являющихся предметом контракта работ недопустимо в соответствии с действующими правилами и нормами проектирования; задержкой согласования технико-экономическим советом конструктивных решений опор автоматического пункта весогабаритного контроля); по состоянию на дату вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта проектная документация разработана подрядчиком в полном объеме и принята заказчиком (акт приема-передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий от 16.09.2022, накладная N 4 от 16.09.2022), заказчиком 16.09.2022 выдана доверенность подрядчику для прохождения государственной экспертизы проектной документации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия подрядчика свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела (выполнение подрядчиком работ по контракту и согласование результатов этих работ заказчиком (с учетом того, что государственная экспертиза проектной документации на дату вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не была пройдена), наличие обстоятельств, препятствовавших своевременному выполнению работ по контракту (неблагоприятные погодные условия, при которых выполнение являющихся предметом контракта работ недопустимо в соответствии с действующими правилами и нормами проектирования; задержка согласования технико-экономическим советом конструктивных решений опор автоматического пункта весогабаритного контроля) и представленные сторонами доказательства свидетельствуют о принятии ООО "А+ Инжиниринг" мер для надлежащего исполнения условий контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации о данном подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", порядка расторжения контракта N 21-31/2 от 10.01.2022 на разработку проектной документации на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Сергиев Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец "Р-104" с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001921003289), заключенного с ООО "А+ Инжиниринг", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные государственным казённым учреждением Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (ИНН 7627013227, ОГРН 1027601604469) в отношении общества с ограниченной ответственностью "А+ Инжиниринг" (ИНН 9723058746, ОГРН 1187746720061), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", порядка расторжения контракта N 21-31/2 от 10.01.2022 на разработку проектной документации на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Сергиев Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец "Р-104" с устройством автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Пошехонском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001921003289), заключенного с ООО "А+ Инжиниринг", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "А+ Инжиниринг" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: Т. В. Потемкина
Члены Инспекции: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.