Резолютивная часть решения объявлена 21.09.2022 года. Решение в полном объеме изготовлено 26.09.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";"_";
в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения ФГБНУ "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" (далее - Заказчик);
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "СИБЛАБСЕРВИС" (далее - ООО "СИБЛАБСЕРВИС", участник закупки) - "_";"_";
рассмотрев обращение заказчика о
включении информации в отношении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением победителя
от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "закупка реактивов", извещение N0334100010622000144, и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 14 сентября 2022 года поступило обращение заказчика о включении информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
В своем обращении заказчик указывает, что участник закупки, являясь победителем электронного аукциона, уклонился от заключения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о направлении рассматриваемого обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "СИБЛАБСЕРВИС" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона, запрашиваемые в уведомлении N 038/1072/22 от 15 сентября 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267
"О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению
сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 01 сентября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0334100010622000144 о проведении аукциона в электронной форме "закупка реактивов", (далее - извещение об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 436 131 руб. 99 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.09.2022 NИЭА1 победителем признано ООО "СИБЛАБСЕРВИС".
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры урегулирован статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ.
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 05 сентября 2022 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Обществом.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
06 сентября 2022 года Обществом был направлен протокол разногласий.
07 сентября 2022 года Обществу был направлен доработанный контракт с учетом протокола разногласий.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2, 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N 44-ФЗ, ООО "СИБЛАБСЕРВИС" необходимо было подписать представленный проект контракта до 08 сентября 2022 года включительно. Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки участник закупки проект контракта подписал.
Вместе с тем, ООО "СИБЛАБСЕРВИС" не направлены документы об обеспечении исполнения контракта. Во вкладке "Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки" участником закупки указаны 3 реестровые записи, подтверждающие исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Учитывая, что закупка проводилась не для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, освобождение от обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 8.1. ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не применимо.
Таким образом, участником закупки ошибочно было принято решение об освобождении его от обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ООО "СИБЛАБСЕРВИС" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
13 сентября 2022 года заказчиком в единой информационной системе размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.09.2022 NППУ20_1.
Согласно нормам Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" пункта 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, ООО "СИБЛАБСЕРВИС" принимая участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае не подписания контракта или не предоставления необходимых документов.
Из пояснений ООО "СИБЛАБСЕРВИС" следует, что процедура подписания контракта осуществляется на основании сведений из сводной таблицы, подготовку которой осуществляет менеджер по закупкам. В данную таблицу включаются сведения, в том числе, о наличии преимуществ (о возможном варианте предоставления обеспечения исполнения контракта) в закупке (вкл. ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Допущенная ошибка в таблице привела ко всем вышеуказанным последствиям.
В отношении данного аукциона менеджер по закупкам указал в таблице сведения о преимуществах в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ и о возможности предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 8.1. ст.96 Федерального закона N 44-ФЗ.
В свою очередь лицо ответственное за подписание контракта, руководствуясь информацией из данной таблицы, предоставило обеспечение исполнение договора с учетом вышеуказанной нормы и подписало контракт ЭЦП.
Кроме того, на момент подписания контракта часть товара (подлежащего поставке по настоящему контракту) уже имелась в наличии, а часть товара поступила чуть позже, что подтверждается:
1. УПД N 646 от 06 сентября 2022 г. на сумму 16 000,00 руб.
2. УПД N 51 от 12 сентября 2022 г. на сумму 226 840,00 руб.
3. УПД N УТ-1799 от 13 сентября 2022 г. на сумму 49 876,65 руб.
4. Платежным поручением N 2484 от 02.09.2022 г. на сумму 16 000,00 руб.;
5. Платежным поручением N 2508 от 05.09.2022 г. на сумму 226 840,00 руб.;
6. Платежным поручением N 2514 от 06.09.2022 г. на сумму 25 202,00 руб.;
7. Платежным поручением N 2517 от 06.09.2022 г. на сумму 49 876,65 руб.
Таким образом, из представленных выше документов следует, что весь объем товара подлежащий поставке по контракту был оплачен (приобретен) ООО "СИБЛАБСЕРВИС" еще до даты подписания контракта. Общая сумма оплаченных денежных средств составила 317 918,65 руб. При этом, цена контракта, по которой участник должен был заключить контракт, составляла 436 131,99 руб. Настоящее свидетельствует о заинтересованности участника в заключении и исполнении контракта (экономической обоснованности данных действий).
Изучив представленные документы, Комиссия не находит оснований для включения информации об ООО "СИБЛАБСЕРВИС" в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Кроме того, комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "СИБЛАБСЕРВИС" как лица, участвующего в закупках, в том числе изучены договоры, по которым ООО "СИБЛАБСЕРВИС" являясь стороной договора, должным образом исполняло свои обязательства. Указанные договоры свидетельствуют о добросовестности участника закупки, как лица, исполняющего обязательства по договорам.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, об отсутствие доказательств, подтверждающих намерение ООО "СИБЛАБСЕРВИС" отказаться от заключения контракта и недобросовестности его поведения.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "СИБЛАБСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1.Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "СИБЛАБСЕРВИС" (ИНН:3812132920, 664033, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ИРКУТСК, УЛ. ФАВОРСКОГО, Д.1), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителях ООО "СИБЛАБСЕРВИС" (ЛАЗАРЕВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ИНН:381104094004; БЕЛАН ЕГОР СЕРГЕЕВИЧ ИНН:380125839464; ОБУХОВА ЕКАТЕРИНА ГЕННАДЬЕВНА ИНН:381205182923; Савинова Олеся Владимировна ИНН:380896004322; КИРИЛЬЧИК ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ИНН:381253047522), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "СИБЛАБСЕРВИС" (КИРИЛЬЧИК ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, ИНН:381253047522) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.