Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "Смарт Нетворкс" (далее - ООО "Смарт Нетворкс", заявитель) - ///, Министерства спорта Иркутской области (далее - заказчик) - ///, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - ///,
рассмотрев посредством видео-конференц связи жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000122003620 "Поставка спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Смарт Нетворкс" на положения извещения о проведении электронного аукциона.
В соответствии с доводами жалобы, заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения статей 23, 33, 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными, указывая, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ и с учетом потребностей заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 27.07.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000122003620 "Поставка спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки" с изменениями от 13.09.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 65 263 347 рублей 70 копеек.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования; описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (часть 5 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 Постановления N 145 под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145 (пункт 3 Постановления N 145).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию (пункт 4 Постановления N 145):
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных в данной части
В силу пункта 6 Постановления N 145 использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При этом вышеуказанные нормы не устанавливают порядок определения заказчиком принадлежности объекта закупки к тому или иному коду позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет код позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций каталога, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что извещение о проведении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из буквального толкования положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из его потребностей. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Предметом рассматриваемой закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Кроме того, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
При этом в силу положений статьей 18, 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в отношении обоснованности закупки осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, части 2 "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" к поставке требуется спортивно-технологическое оборудование, включающее 12 позиций: покрытие футбольное искусственное, ворота футбольные, стойка баскетбольная игровая, покрытие противоскользящее (позиции 4-8), плитка резиновая, полимерный дренажный модуль, трибуна сборно-разборная, стойки волейбольные.
Комиссией установлено, что по всем позициям указан код позиции каталога товаров, работ, услуг, единица измерения, количество, описание товара, а также обоснование установления дополнительных характеристик.
Согласно возражениям заказчика шероховатость четвертого бронирующего слоя покрытия обеспечивается за счет фракционности требуемого к поставке EPDM (Каучук этилен-пропилен-диеновый) гранулята. При приемке товара заказчик принимает во внимание предоставленную поставщиком документацию на поставляемый товар, а также имеет возможность простейшим и наглядным способом проверить обеспечена ли шероховатость покрытия (достигается за счёт разного диаметра ЕПДМ крошки в рамках установленного в техническом задании диапазона) или нет следующим способом: небольшая часть гранулята рассыпается на гладкую поверхность с условием, что гранулы плотно располагаются друг к другу. Проведя по таким образом сформированной поверхности рукой, заказчик может легко проверить, действительно ли EPDM гранулят имеет способность обеспечить по факту монтажа шероховатость поверхности по причине разных размеров гранул, находящихся внутри диапазона 0,2 мм - 1 мм, или нет. По мнению заказчика, заявитель вводит в заблуждение комиссию УФАС в части заявления о том, что поверхность становится шероховатой только после нанесения финишного слоя, третий (верхний) слой противоскользящего покрытия также должен быть шероховатыми, о чем свидетельствует соответствующая, указанная в описании, характеристика.
Комиссией установлено, что по позиции 7 Технического задания в отношении третьего слоя покрытия указано "Поверхность шероховатая, не допускается гладкая поверхность".
На основании вышеизложенного Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены требования к товарам с учетом собственных потребностей.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие обоснованность изложенных в жалобе доводов, Комиссией самостоятельно не добыты.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России не усматривает в действия заказчика, уполномоченного органа нарушений положений Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления N 145, следовательно, доводы заявителя NN 1, 3, 4 необоснованы.
В соответствии с доводом N 2 жалобы заявитель считает, что установленное в пункте 4 Технического задания требование к трехслойности противоскользящего полиуретаново-каучукового рулона не соответствует пункту 3 ГОСТа Р 58725-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Покрытия спортивные резиновые рулонные. Технические условия", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 06.12.2019 N 1346-ст.
Вместе с тем в пункте 1 "Область применения" ГОСТа Р 58725-2019 указано, что настоящий стандарт распространяется на эластичные покрытия резиновые рулонные, предназначенные для устройства как финишных спортивных покрытий, так и используемых в качестве эластичной подложки для устройства многослойных бесшовных спортивных покрытий с верхним слоем из эластичных полимеров (полиуретана или акрила) - в многофункциональных или специализированных залах, футбольных и легкоатлетических стадионов и манежей, ледовых комплексов, фитнес-центров, залов гимнастики, единоборств и тяжелой атлетики, центров досуга, бассейнов и аквапарков, боулинг центров, стрелковых тиров, открытых игровых площадок, а также для устройства эластичных покрытий зон движения с высокими точечными нагрузками (шипованная обувь легкоатлетов, коньки). Покрытия производятся путем формования цилиндрического блока из резиновой крошки с полиуретановым связующим, с последующим разрезанием на полосы заданной толщины. Покрытия приклеиваются к основанию по всей поверхности с помощью специализированных клеев.
Кроме того, пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ допускает не использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, о стандартизации с обоснованием необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании заказчиком обоснована потребность в количествах слоев покрытия.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России не находит в действиях заказчика нарушений Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, довод N 2 не нашел своего подтверждения.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что изложенные ООО "Смарт Нетворкс" в доводе N 5 обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку в пункте 2 Технического задания - ворота футбольные содержится предусмотренная кодом 32.30.15.113-00000017 позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд характеристика типа ворот "Со стойками, закрепленными в установочных гильзах, и консолью для натяжения сетки", следовательно, довод необоснован.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Из положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие невозможность поставить товар в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона, а также каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Из анализа сайта Единой информационной системы установлено, что ООО "Смарт Нетворкс" не имеет опыта в поставка товара, являющего объектом закупки. В реестре контрактов Единой информационной системе содержится запись о заключении 06.12.2021 г. заявителем контракта на выполнение работ по разработке информационной системы лифтового хозяйства.
Доказательства того, что установленные заказчиком требования к товару приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем также не представлены, Комиссией самостоятельно не добыты.
Согласно протоколам, составленным в ходе проведения электронного аукциона, на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки от участников закупки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 26%.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Смарт Нетворкс" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2022