Резолютивная часть решения оглашена 21.09.2022
В полном объеме решение изготовлено 26.09.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращения ООО "ИнсталлГрупп" на действия аукционной комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона N 0369100022122000013 на поставку арматуры крепежной для самонесущего изолированного провода (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме (после перерыва) представителя ФКУ "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" Поляковой Е.М., действующего на основании доверенности от 28.02.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 06.09.2022 поступило обращение ООО "ИнсталлГрупп" на действия аукционной комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно представленным документам 19.08.2022 ФКУ "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукционам - 75 052, 47 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 29.08.2022.
На момент рассмотрения обращения ООО "ИнсталлГрупп" контракт от 12.09.2022 заключен с ООО "ЭСКО".
В обращении заявителя указано, что аукционная комиссия неправомерно отстранила общество от участия в закупке, так как характеристики арматуры крепежной, указанные в заявке, соответствуют требованиям извещения о закупке. Кроме того, в описании объекта закупки указаны конкретные наименования анкерных изделий, которые объективно не отражают потребность заказчика, не соответствуют требованиям национальных стандартов, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика с доводами обращения не согласились, представили письменные пояснения и документы на заседании Комиссии указали, что заказчик сформировал описание характеристик анкерных изделий с учетом потребности в приобретении качественных крепежных изделий, которые ранее использовались заказчиком. Более того, на участие в аукционе подано 10 заявок, в которых участниками закупки предложены товары, соответствующие описанию объекта закупки.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
В подпунктах "а, б, в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе указаны требования к содержанию предложения участника закупки в отношении объекта закупки, а именно:
- характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
- документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В приложении N 3 предусмотрены "требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", из которого следует, что в составе заявки должны быть предоставлены в том числе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (Приложение 1 к извещению об осуществлении электронного аукциона N13/2022 (прикрепленный файл "Описание объекта закупки")), товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В приложении N 1 к извещению закупке содержится описание объекта закупки, в том числе в графе "характеристики товара" по 5 позициям закупаемой арматуры указаны следующие обозначения:
- SF 50 (крепление фасадное);
- ЗПС 4х25 (зажим промежуточный);
- РА 1000 P (зажимы анкерные);
- SOT76R (крюк универсальный);
- ЗОИ 16-70/1,5-10 (зажим ответвительный с прокалыванием изоляции СИП).
Таким образом, в составе заявки заявитель должен указать конкретные значения характеристик товара, указанных в описании объекта закупки.
Из протокола подведения итогов от 31.08.2022 следует, что на участие в закупке подано 10 заявок, из которых 3 заявки отклонены от участия в закупке.
В составе заявки с порядковым номером 1 (ООО "ИнсталлГрупп") предоставлены характеристики арматуры, в том числе с указанием обозначений, не соответствующих требованиям извещения о закупке:
- BRPF-60-1 (крепление фасадное);
- PS-4 (16-120) (зажим поддерживающий);
- KP-16 (кронштейн универсальный);
- P1X-95 (зажим ответвительный прокалывающий).
На основании изложенного, с учетом подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе решение аукционной комиссии о признании заявки ООО "ИнсталлГрупп" не соответствующей требованиям извещения о закупке является обоснованным, так как заявителем в составе заявки указано описание арматуры, не соответствующее требованиям извещения о закупке, в котором обозначения арматуры указаны в качестве характеристик товара.
2. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товара потребности заказчика.
Как установлено при проведении внеплановой проверки при указании крепежного оборудования заказчиком использованы обозначения: SF 50; ЗПС 4х25; РА 1000 P; SOT76R; ЗОИ 16-70/1,5-10, которые не являются характеристиками товара, отражающими его функциональное, техническое, качественное эксплуатационное назначение.
Более того, из сертификатов соответствия на арматуру, которые представлены участниками закупки N 3, 4, 9 в составе заявок, а также в свободном доступе размещены в сети Интернет, следует, что указанные наименования являются обозначениями продукции конкретных производителей (SF 50, РА 1000 P (производитель ООО "Нилед"), ЗПС 4х25, ЗОИ 16-70/1,5-10 (производитель ООО "ИЕК Холдинг"), SOT76R (производитель ООО "Энсто Рус").
При этом, на заседании Комиссии заказчик не представил сведения и документы, подтверждающие что указанные обозначения являются общепринятыми наименованиями типа продукции либо характеристиками арматуры, в том числе заказчиком не представлено пояснения необходимости указания данных показателей продукции для удовлетворения потребности заказчика.
Более того, национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51177-2017 "Арматура линейная. Общие технические требования", на предмет соответствия которому выданы сертификаты на арматуру с обозначениями, указанными заказчиком, также не предусмотрены специальные обозначения, указанные в извещении о закупке. Вместе с тем, в пункте 4.8.2 ГОСТа Р 51177-2017 указано, что на видном месте арматуры должны быть нанесены, в том числе марка или типоразмер арматуры.
Следует отметить, что в описании объекта закупки указаны показатели, отражающие реальные характеристики арматуры, например: диапазон сечений, диапазон рабочих температур, стойкость к ультрафиолету, материал изделия, что позволяет участникам закупки предложить товары, соответствующие требованиям заказчика, но имеющие свои идентификационные наименования типов изделий.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе описание объекта закупки содержит указание на индивидуализирующие обозначения арматуры, которые не являются характеристиками, отражающими реальную потребность заказчика в приобретаемых товарах.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт на день проведения внеплановой проверки заключен.
3. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.