Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам.Председателя Комиссии:
Амировой В.Р. - начальника отдела,
Членов Комиссии:
Курмаевой Г.Р. - ведущего специалиста-эксперта,
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта,
в присутствии представителя заявителя ООО "Мосты РТ" - Гилаевой Ю.М. (по доверенности), представителя победителя ООО НПО "АВАНГАРД" - Романовой Т.В. (по доверенности), слушателя Володина А.В., в отсутствие представителей заказчика ГКУ "ГЛАВТАТДОРТРАНС" о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "Мосты РТ" (вх. N11739/ж от 14.09.2022 г.) на действия заказчика ГКУ "ГЛАВТАТДОРТРАНС" при проведении закупки N0311200024922000177 на предмет: Выполнение работ по объекту: "Реконструкция моста через реку Степной Зай на автомобильной дороге "Альметьевск - Азнакаево", км 4+120 в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан"
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311200024922000177 на предмет: Выполнение работ по объекту: "Реконструкция моста через реку Степной Зай на автомобильной дороге "Альметьевск - Азнакаево", км 4+120 в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан" размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 25.08.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта 462 626 577,00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, были представлены письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя об оспаривании положений извещения в части отсутствия отражения полного порядка предоставления независимой гарантии в соответствии с положениями статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
1) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений;
Жалоба заявителя на действия Заказчика была подана и размещена в Единой Информационной Системе 14.09.2022 г. (вх. N11739/ж от 14.09.2022 г.).
В ходе анализа сведений в ЕИС установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок было установлено 12.09.2022 07:00.
Таким образом, положения извещения закупки обжалуются за установленными сроками окончания подачи заявок.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, Татарстанское УФАС России оставляет заявленный довод ООО "Мосты РТ" без рассмотрения.
2.Относительно довода заявителя об отсутствии устранения нарушений в полном объеме по результатам ранее выданного предписания по результатам внеплановой документарной проверки.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частями, 1,2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Кроме того, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Части 1,2 статьи 12 Закона о контрактной системы гласят, что Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Так, ранее Инспекцией Татарстанского УФАС России при проведении внеплановой документарной проверки в отношении Заказчика был установлен случай фактического выполнения работ при проведении закупки N0311200024922000130 от 11.07.2022 года на предмет: "Выполнение работ по объекту: "Реконструкция моста через реку Степной Зай на автомобильной дороге "Альметьевск - Азнакаево", км 4+120 в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан".
Часть работ, предусмотренных сметным расчетом по указанной закупке, была уже произведена, тогда как согласно документации к работам необходимо приступить после заключения контракта. Таким образом, выполненные на объекте работы не соответствовали объему работ, предусмотренному закупочной документацией о закупке.
На основании выявленного нарушения, 29 июля 2022 года Инспекцией Татарстанского УФАС России было выдано предписание об устранении выявленных нарушений при проведении закупки N 0311200024922000130 на предмет: "Выполнение работ по объекту: "Реконструкция моста через реку Степной Зай на автомобильной дороге "Альметьевск - Азнакаево", км 4+120 в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан" в части внесения изменения в извещение по вышеуказанной закупке, в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно решению Комиссии Татарстанского УФАС либо при необходимости повторного проведения процедуры размещения закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно представленным письменным пояснениям Заказчика на основании проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу (положительное заключение N16-1-1-3-002125-2022 от 19.01.2022 г., выданное ГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре"), изначально Заказчиком была подготовлена документация на конкурсные торги с первоначальной ценой контракта 473 554 720,00 руб.
Впоследствии во исполнение требований выданного предписания Заказчиком была размещена новая закупка (рассматриваемая). По новой закупке в документах, размещенных в ЕИС, были исключены объемы и расценки по фактически выполненным работам на объекте, а именно, была приведена в соответствие локальная смета ЛН 01-01-02 "Устройство временного моста САРМ" Раздел 5 "Устройство армогрунтовой насыпи". В результате максимальная начальная цена контракта снизилась на 10 928 143,00 руб. и составила 462 626 577,00 руб.
Из представленных пояснений представителя заявителя следовало, что организацией также были выполнены работы, отраженные в пунктах 16-36, 71-75 локальной сметы ЛН 01-01-04 "Организация (демонтаж) дорожного движения". При этом, они не были удалены и оставлены при размещении новой закупки.
В ходе анализа размещенных документов в ЕИС установлено, что указанные заявителем пункты локальной сметы были оставлены в размещенной сметной документации.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Заказчиком были нарушены требования статьи 6, статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Относительно довода заявителя о неправомерном допуске признанного победителя закупки, учитывая, что ценовое предложение, сделанное участником, не соответствует рыночной стоимости работ, выполняемых по контракту.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного конкурса N0311200024922000177 от 12.09.2022 г. участниками конкурса были поданы следующие ценовые предложения:
Идентификационный номер заявки |
Значение по критерию оценки: "Цена контракта", руб. |
Рейтинг по критерию оценки: "Цена контракта" |
Значение по показателю: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контрактов. " |
Рейтинг по критерию оценки: "Квалификация участников закупки"
|
28068 |
462 626 577 |
58.78 |
2 309 406 515 |
40 |
28156 |
453 374 045 |
60 |
5 346 085 408,7 |
40 |
Победителем закупки была признана заявка ООО НПО "АВАНГАРД" (N28156) с ценой контракта 453 374 045 рублей.
В ходе анализа представленных заявок участников закупки Комиссией Татарстанского УФАС России не выявлено оснований для отклонения заявки признанного победителя закупки.
В рассматриваемом случае Заказчик действовал в соответствии с положениям статьи 48 Закона о контрактной системе, регулирующей порядок проведения электронного конкурса, и контракт был заключён по цене, сформированной по результатам конкурентной борьбы между участниками.
Кроме того, необходимо отметить, что Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следовательно, участники закупок несут риск получения или неполучения прибыли в результате заключения государственного контракта и выполнения работ.
Кроме того, заявителем жалобы не приведено доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии нарушения действующего законодательства при снижении признанным победителем закупки цены контракта.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода заявителя.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
1.Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 11.4. проекта контракта для целей предоставления обеспечения исполнения Контракта в виде банковской гарантии используется срок, предусмотренный в п.3.1 настоящего Контракта.
Таким образом, заказчиком в нарушении требований части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе, ограничены субъекты у которых потенциальные участники закупки могут получить независимую гарантию для ее предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта.
Пункт положения проекта контракта не был приведен в соответствие требований действующей редакции статьи 45 Закона о контрактной системе.
Заказчиком были нарушены требования части 1 статьи 34, части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
С учетом изложенного, в случае, если проектно-сметная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, то заказчик в документации о закупке с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе должен установить условие о возможности использования эквивалентного товара.
В ходе анализа документов, размещенных в ЕИС, установлено наличие и указание конкретных товарных знаков (Аэрозольное цинконапыленное покрытие Silverzink, Грунтовка Sika Cor Zinc R, Покрытие двухкомпонентное эпоксидное антикоррозийное, марка "SikaCor EG1 / EG1 Rapid" и т.д.) в локальных ресурсных сметных расчетах, размещённых в ЕИС.
При этом, в извещении и документах, размещенных в ЕИС, отсутствовало указание на условие о возможности использования эквивалентного товара.
С учетом изложенного, Заказчиком были нарушены требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, на основании выше установленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Мосты РТ" (вх. N11739/ж от 14.09.2022 г.) на действия заказчика ГКУ "ГЛАВТАТДОРТРАНС" при проведении закупки N0311200024922000177 на предмет: Выполнение работ по объекту: "Реконструкция моста через реку Степной Зай на автомобильной дороге "Альметьевск - Азнакаево", км 4+120 в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан" обоснованной частично по доводу 2 жалобы.
2. Признать в действиях заказчика ГКУ "ГЛАВТАТДОРТРАНС" нарушение требований статьи 6, статьи 8, части 1 статьи 33, части 1 статьи 34, части 1 статьи 45, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГКУ "ГЛАВТАТДОРТРАНС" предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии: |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии: |
Г.Р. Курмаева
Л.А. Акперова |
Исп.:Акперова Л.А.
8(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.