Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам.Председателя Комиссии:
Амировой В.Р. - начальника отдела,
Членов Комиссии:
Салимзянова А.И. - ведущего специалиста - эксперта,
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста - эксперта,
в присутствии представителя заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" - Насибуллина И.Р. (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "НИЦ ВИиК" (вх. N11888/ж от 19.09.2022 г.) на действия заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" при проведении закупки N0311100007222000088 на предмет: Осуществление строительного контроля за объектом: Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан на участке км 10+910 - км 13+700, Республика Татарстан
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении конкурса в электронной форме N0311100007222000088 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 23.08.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 281 640,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного конкурса приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о неправомерной оценке по ценовому критерию.
По мнению заявителя, конкурсная комиссия незаконно признала заявку N 112546371 с ценой 5 000 000,00 руб. 00 коп. победителем конкурса, поскольку в приложении N5 к извещению Заказчиком не были прописаны действия конкурсной комиссии при ситуации, как будет оцениваться предложение участника закупки, давший ценовое предложение, превышающее предложение другого участника в 2 раза.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Пунктом 9 раздела II "Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" установлено, что значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Формула, указанная в пункте 9 Положения, применяется по общему правилу (за исключением случаев, при которых в соответствии с пунктами 10 и 11 Положения применяются иные положения).
В действительности, Положение не регламентирует порядок расчета и присвоения баллов в ситуации, когда значение баллов составляет ниже нуля.
По состоянию на текущее время указанный вопрос разъяснен и отмечен информационным письмом Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ", в котором отражено следующее:
"В отношении ситуации, при которой оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в два и более раза, следует отметить следующее.
Указанная ситуация не является общим правилом, поскольку разница между ценовыми предложениями является аномальной и может свидетельствовать о наличии демпинга либо признаков завышения начальной (максимальной) цены контракта.
В этой ситуации результат вычисления по формуле, предусмотренной пунктом 9 Положения, станет отрицательным, что в свою очередь означает, что оцениваемое ценовое предложение многократно хуже лучшего ценового предложения. Причем настолько хуже, что его оценка при сравнении с лучшим ценовым предложением выходит за рамки предусмотренных баллов от 100 до 0.
Положение не предусматривает присвоение заявкам баллов, количество которых составляет ниже нуля.
В этой связи, если оцениваемое ценовое предложение превышает лучшее ценовое предложение в два и более раза, то в отношении оцениваемого ценового предложения присваивается 0 баллов. Если таких ценовых предложений (превышающих лучшее ценовое предложение в два и более раза) несколько, то каждому из них присваивается 0 баллов.
Аналогичный подход предусмотрен пунктом 21 Положения, который предусматривает уравнивание оценок, если предложения выходят за рамки определенных предельных значений, путем присвоения баллов в размере, предусмотренном для предельного значения".
Приложением N5 к извещению о проведении электронного конкурса Заказчиком был применён порядок оценки по критерию "цена контракта", предусмотренный действующими положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
В соответствии с протоколом подачи предложений о цене контракта были представлены следующие ценовые предложения участников закупки и присвоены следующие баллы:
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором
Ценовое предложение
Время подачи предложения
Итоговая оценка ценового предложения по критерию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ
112546371
5000000,00 руб.
13.09.2022 09:11:23 (по московскому времени)
60,00
112570346
11281000,00 руб.
07.09.2022 10:26:18 (по московскому времени)
0,00
112573960
7897000,00 руб.
13.09.2022 09:16:52 (по московскому времени)
25,24
112516404
8995000,00 руб.
13.09.2022 10:07:40 (по московскому времени)
12,06
112575583
7850000,00 руб.
13.09.2022 09:47:54 (по московскому времени)
25,80
112573520
11281640,00 руб.
08.09.2022 08:14:43 (по московскому времени)
0,00
Как следует из содержания протокола в отношении ценовых предложений, превышающих лучшее ценовое предложение, было присвоено 0 баллов, что не противоречит положениям информационного письма Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138.
Таким образом, оценка заявок по ценовому критерию была осуществлена Заказчиком в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 и рекомендациями информационного письма Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138.
Таким образом, Заказчик действовал в не противоречие с требованиями действующего законодательства о контрактной системе.
Кроме того, заявитель на заседание Комиссии не подключился и не представил документов и доказательств, подтверждающих наличие нарушений со стороны Заказчика при оценке заявок участников торгов.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
2.Относительно довода заявителя об обжаловании положений извещения в части допущения аналогичных нарушений при проведении иных закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе Подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
- жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
В соответствии с извещением о проведении закупки были установлены дата и время окончания подачи заявок - 08.09.2022 09:00 (МСК).
Жалоба на положения извещения была подана заявителем в ЕИС 19.09.2022 г.
Учитывая, что установленный законодательством срок для обжалования положений извещения о закупке истек, в соответствии с частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе в установленной части Комиссия приходит к выводу об оставлении указанного довода без рассмотрения.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
1.Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Пунктом 14.4 проекта контракта было установлено условие, что в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций Исполнитель обязуется предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе. За каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим пунктом, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с п. 10.7 Контракта.
При этом, в ходе анализа проекта контракта также было установлено наличия положения в проекте контракта, предусматривающее условие предоставить Заказчику в течение 15 (пятнадцати) дней надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту в случае, если по каким-либо причинам обеспечение, представленное Исполнителем обеспечение в период срока действия такого обеспечения, перестало быть действительным, прекратило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств Исполнителя по Контракту (п. 7.1.47).
Установленный в пункте проекта контракта срок предоставления надлежащего исполнения контракта по иным обстоятельствам не соотносится со сроками, определёнными действующим законодательством о контрактной системе, учитывая, в том числе, и то условие, что срок предоставления нового обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии был установлен в соответствии со сроком, определенным частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении требований частей 1, 30 статьи 34 Закона о контрактной системе при установлении срока предоставления нового обеспечения исполнения контракта по причинам прекращения действительности ранее представленного обеспечения.
2.Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участи ев закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Согласно пункту 3 Правил для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 16 Правил установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с пунктом 17 Правил для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Правил установлено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно пункту 22 Правил в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Пунктом 23 Правил установлено, что если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Приложением N5 к извещению об осуществлении закупки заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. По нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" были предусмотрены следующие показатели и порядок оценки:
Характеристика N1 (Описание процесса осуществления строительного контроля). Оценка заявок осуществляется в соответствии с пунктом 22 Положения по следующей шкале оценке:
Детализирующий показатель по показателю оценки
Свойство, подлежащее
оценке
Значение и количество баллов
Описание процесса осуществления строительного контроля
Описание порядка проведения строительного контроля, организации лабораторного контроля, контроля мероприятий по выполнению геодезических работ и своевременному оформлению результатов геодезического контроля, контроля выполнения мероприятий по технике безопасности и охране труда службой строительного контроля
Отсутствие характеристики объекта закупки- 0 баллов.
Характеристика считается не представленной в случаях: отсутствие предложения
и/или
предоставление предложения без привязки к Объекту, видам и объемам работ
и/или
в предложении содержатся
логические или методические ошибки, противоречия, несоответствия требованиям действующей нормативно-технической документации либо предоставлены неактуальные сведения.
Наличие характеристики объекта закупки - 100 баллов: полное и подробное описание характеристики в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Характеристика N 2 (Описание имеющейся у участника закупки системы контроля качества). Оценка заявок осуществляется в соответствии с пунктом 22 Положения по следующей шкале оценке:
Детализирующий показатель по показателю оценки
Свойство, подлежащее
оценке
Значение и количество баллов
Описание имеющейся у участника закупки системы контроля качества
Сведения об имеющейся системе менеджмента качества, в том числе о разработанных и утвержденных соответствующих программах, положениях
Отсутствие характеристики объекта закупки- 0 баллов.
Характеристика считается не представленной в случаях: отсутствие предложения
и/или
предоставление предложения без привязки к Объекту, видам и объемам работ
и/или
в предложении содержатся
логические или методические ошибки, противоречия, несоответствия требованиям действующей нормативно-технической документации либо предоставлены неактуальные сведения.
Наличие характеристики объекта закупки - 100 баллов: полное и подробное описание характеристики в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II документа:
N п/п
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки
1
Критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
1.1.Показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки"
1.1.1. Детализирующий показатель по показателю оценки "Описание процесса осуществления строительного контроля"
Свойство, подлежащее оценке "Описание порядка проведения строительного контроля, организации лабораторного контроля, контроля мероприятий по выполнению геодезических работ и своевременному оформлению результатов геодезического контроля, контроля выполнения мероприятий по технике безопасности и охране труда службой строительного контроля", в том числе:
- описание порядка выполнения работ, оказания услуг с привязкой к Объекту, видам и объемам работ, в том числе состав, последовательность и сроки выполнения работ, оказания услуг с учетом требований, установленных Техническим заданием, действующим законодательством Российской Федерации и проектной документацией по Объекту;
- описание порядка взаимодействия с подрядной организацией при выполнении работ, оказании услуг, порядок принимаемых мер и осуществления контроля за устранением подрядчиком выявленных недостатков и дефектов;
- описание порядка взаимодействия с Заказчиком при выполнении работ, оказании услуг, включающий порядок и сроки информирования о выполнении подрядных работ на Объекте и состоянии Объекта, порядок предоставления отчетной документации, а также, предоставление оперативной информации о ходе осуществления строительного контроля;
- описание порядка контроля соблюдения подрядной организацией правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования;
- описание порядка принимаемых мер и осуществления контроля за устранением подрядной организацией выявленных недостатков и дефектов, которые обнаружены в период действия гарантийного срока подрядных работ на Объекте;
- описание порядка приостановки работ;
- наличие проекта схемы организации осуществления строительного контроля;
- описание требований к составу и порядку ведения исполнительной документации и требования, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- описание регламента проверки исполнительной документации подрядной организации;
- описание порядка осуществления контроля выполнения подрядчиком организации дорожного движения в период производства работ;
- наличие сведений о лаборатории, области деятельности, необходимой при выполнении работ, оказании услуг;
- наличие сведений об обеспеченности необходимыми средствами измерения и оборудованием (с предоставлением перечня) для проведения контрольных измерений;
- описание организации лабораторного контроля;
- описание видов и объемов проводимых испытаний при выполнении работ, оказании услуг на Объекте;
- наличие сведений о методах контрольных измерений и испытаний;
- описание мест выполнения контрольных операций, их частота, исполнители в соответствии с перечнем привлекаемых специалистов, формы записи результатов, порядок принятия решений при выявлении несоответствий установленным требованиям технологической и нормативной документации;
- описание проведения контрольных мероприятий по производству геодезических работ (с учётом допускаемых отклонений на конструктивные элементы по видам выполняемых работ, а также примеры исполнительных схем);
- описание контроля за созданием геодезической разбивочной основы, разбивочными работами в процессе строительно-монтажных работ;
- описание организации геодезического контроля точности геометрических параметров;
- наличие плана организации мероприятий по технике безопасности и охране труда на Объекте, закрепление ответственных;
- описание видов инструктажей по технике безопасности и охране труда;
- описание общих требований охраны труда;
- описание охраны труда и техники безопасности при работе в испытательной лаборатории.
1.1.2. Детализирующий показатель по показателю оценки "Описание имеющейся у участника закупки системы контроля качества"
Свойство, подлежащее оценке "Сведения об имеющейся системе менеджмента качества, в том числе о разработанных и утвержденных соответствующих программах, положениях", в том числе:
- описание системы входного, операционного и приёмочного контроля качества применяемых материалов и изделий;
- описание последовательности и порядка проведения работ при сдаче результатов работ Заказчику, в том числе описание последовательности и порядка проведения работ при сдаче результатов работ Заказчику и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении работ;
- наличие сведений об имеющейся системе менеджмента качества с предоставлением разработанных и утвержденных соответствующих программ, положений, сведения об имеющемся действующем сертификате системы качества.
В соответствии с пунктами 7 и 8, подпунктом "а" пункта 16, пунктами 17,19 Положения.
Для оценки заявок по критерию оценки применяется один показатель оценки. Величина значимости применяемого показателя оценки по критерию оценки составляет 100 процентов.
Для оценки заявок по установленным показателям оценки применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки. В отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов. Оценка заявки по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки, по шкале оценки. При этом устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Участник закупки представляет Предложение в отношении объекта закупки с привязкой к Объекту в соответствии с требованиями нормативно-технической документации(Приложение N2 к ГК), условиями проекта государственного контракта (Приложение N2 к Извещению), Технического задания (Приложение N1 к ГК) и Проектной документации (Приложение N8 к Извещению).
Предложение участника закупки в отношении объекта закупки может быть составлено с использованием примерной формы "Предложение о качественных и экологических характеристиках объекта закупки" (Приложение к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе).
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России, рассмотрев критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" приходит к выводу, что установленный порядок и шкала оценки не позволяют выявить наилучшее предложение условий исполнения контракта, оставляют оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии.
В целях применения Закона о контрактной системе, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны закупочной комиссии в целях определения победителя проводимой закупки.
В этой связи, в извещении должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых закупочной комиссией в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения контракта по результатам проведенной закупки.
Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны заказчиков, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить контракты именно с заранее определенными лицами.
Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
При этом в силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии со статьями 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Руководствуясь изложенным, Комиссия приходит к выводу, что установление указанного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует положениям части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 Бюджетного кодекса, поскольку не позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.
В настоящем случае рассмотрение заявок участников закупки основано исключительно на субъективном усмотрении конкурсной комиссии и не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
Установленный заказчиком критерий оценки предрешает исход закупки, создает преимущественные условия для определенных участников закупки.
Разработанный таким образом порядок оценки не дает возможность участникам закупки, претендующим на заключение контракта, подготовить предложение в аспекте получения по нему объективно предсказуемого количества баллов. Установление критерия подобным образом может повлечь присвоение баллов в произвольном порядке, исходя из субъективной оценки членов конкурсной комиссии заказчика, следствием чего может явиться неверное определение исполнителя по контракту и привести к неэффективности осуществленной закупки.
Данный порядок оценки препятствует выявлению лучших условий исполнения контракта, т.к. позволяет оценить одно и то же содержание заявки как в 60 баллов, так и в 40 баллов. Фактически установленный порядок оценки провоцирует произвольное толкование членами конкурсной комиссии его положений.
В рассматриваемом случае, Комиссия полагает, что предложение участника будет оценено большим количеством баллов в случае его подготовки и оформления в большем объеме (большее количество страниц). Вместе с тем, умение участника закупки наиболее правильно и объемно сформировать предложение на участие в конкурсе не свидетельствует о его способности выполнить работы качественно и своевременно.
Порядок оценки не содержит положений, которые могут улучшить качество результата работ, при этом от наличия в заявке указанных описаний зависит количество присуждаемых им баллов. Следовательно, отсутствует объективное соотношение (зависимость) как между содержанием заявки и количеством баллов, так и между содержанием заявки и качеством результата работ.
Кроме того, по результатам рассмотрения заявок Комиссией было установлено, что по установленному критерию оценки Заказчиком было присвоено 0 баллов иным участникам конкурса, при условии представления определёнными участниками описания.
Более того, при проведении рассматриваемой закупки заказчиком не было установлено критериев, касающихся опыта исполнения работ в указанной сфере, что указывало на отсутствие важности для Заказчика опыта участника.
Установление требования лишь о необходимости полного описания указывает на произвольное толкование и удовлетворение/не удовлетворение оценки заявок Заказчиком на свое усмотрение.
В рассматриваемом случае извещение содержит неоднозначный и необъективный порядок оценки, не позволяющий выявить лучшие условия исполнения контракта с соблюдением требований статьи 32 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия заказчика по установлению ненадлежащих критериев оценки заявок на участие в закупке нарушают требования статьи 8, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, на основании выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО "НИЦ ВИиК" (вх. N11888/ж от 19.09.2022 г.) на действия заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" при проведении закупки N0311100007222000088 на предмет: "Осуществление строительного контроля за объектом: Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан на участке км 10+910 - км 13+700, Республика Татарстан" необоснованной.
2. Довод в части обжалования положений извещения оставить без рассмотрения.
3. Признать Заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" нарушившим требования статьи 8, частей 1, 30 статьи 34, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии: |
В.Р Амирова |
Члены Комиссии: |
А.И. Салимзянов |
|
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А., 8(843)23-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.