На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Савир" на действия ФГБУ ТС "Голубая бухта" МЗ РФ при проведении электронного аукциона: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0318100050622000307) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Жалоба отозвана. Проводится внеплановая проверка.
Заявитель обжалует "Описание объекта закупки", а именно: Заказчиком установлены дополнительные требования к дезинфицирующим средствам, не обоснованных действующими нормативно-правовыми актами с целью ограничения количества участников закупки, о необоснованном установлении процентного состава к наличию действующего вещества в дезинфицирующем средстве; об установлении показателя "Обеспечивает стерилизацию эндоскопов и инструментов медицинского назначения при концентрации рабочего раствора (по препарату) - не более 5% экспозиция не более 15 минут", не соответствующего СанПиН 3.3686-21.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ ТС "Голубая бухта" МЗ РФ проводился электронный аукцион: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0318100050622000307).
Начальная (максимальная) цена контракта - 308 602,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" предметом закупки по поз.2является:
N п/п |
Наименование |
Показатель |
Ед. изм. |
Кол-во |
2 |
Дезинфицирующее средство концетрат |
л |
200,0 |
|
Характеристики по КТРУ: |
|
|
||
Форма выпуска |
жидкость |
|||
Дополнительные характеристики: | ||||
Средство предназначено |
для дезинфекции и мытья поверхностей в помещениях, жесткой и мягкой мебели, напольных ковровых покрытий, обивочных тканей, предметов обстановки, поверхностей аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования, белья, посуды (в том числе лабораторной и одноразовой), предметов для мытья посуды, резиновых и полипропиленовых ковриков, уборочного инвентаря и материала, игрушек, спортивного инвентаря, предметов ухода за больными, предметов личной гигиены в ЛПУ (включая клинические, диагностические и бактериологические лаборатории, отделения неонатологии, роддома, палаты новорожденных),в детских и пенитенциарных учреждениях, в инфекционных очагах при проведении текущей, заключительной и профилактической дезинфекции. |
|||
Антибактериальная активность |
Обладает антимикробной активностью в отношении различных грамотрицательных и грамположительных микроорганизмов (включая возбудителей внутрибольничных и анаэробных инфекций и микобактерии туберкулеза), вирусов, дерматофитий, плесневых грибов, средство обладает спороцидной активностью и высокими моющими свойствами |
|||
Свойство средства |
концентрированное средство |
|||
Не имеет запаха, не портит обрабатываемые объекты, не обесцвечивает ткани, не фиксирует органические загрязнения, не вызывает коррозию металлов. |
соответствие |
|||
Показатель активности водородных ионов, pH в пределах диапазона, ед |
не менее 6 и не более 8,6 |
|||
Способ применения |
дезинфекция воздуха методом распыления |
|||
Обеспечивает стерилизацию эндоскопов и ИМН при концентрации рабочего раствора (по препарату) |
не более 5% экспозиция не более 15 мин |
|||
Дезинфекция поверхностей в помещениях при инфекциях вирусной этиологии (пол, стены, жесткая мебель), приборы, оборудование; санитарный транспорт, транспорт для перевозки пищевых продуктов. |
не более 1,5% экспозиция не более 15 мин |
|||
Поверхности в помещениях при бактериальных инфекциях (пол, стены, жесткая мебель), приборы, оборудование |
не более 0,5% при экспозиции не более 5 мин. |
|||
Рабочие растворы средства при однократных и многократных аппликациях не оказывают местно-раздражающего действия на кожу, допускается слабое раздражающее действие на слизистые оболочки глаза |
соответствие |
|||
Рабочие растворы используются многократно |
соответствие |
|||
Срок годности рабочих растворов, суток |
не менее 28 |
|||
Действующее вещество (ДВ) |
полигексаметиленгуанидина гидрохлорид |
|||
Количество действующего вещества, % |
не менее 10,0 |
|||
В состав средства входят неионогенные поверхностно-активные вещества |
соответствие |
|||
Не содержит четвертичные аммониевые соединения, спирты, хлор и альдегиды |
соответствие |
|||
По параметрам острой токсичности по ГОСТ 12.1.007-76 относится |
к 4 классу малоопасных веществ при введении в желудок. |
|||
Фасовка: пластиковая бутыль, л. |
не более 1л |
|||
Остаточный срок годности средства на момент поставки, мес. |
не менее 18 |
|||
Торговое наименование товара в соответствии со свидетельством о государственной регистрации |
при наличии |
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог используется Заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком использован КТРУ 20.20.14.000-00000005 по поз.1,2 "Описания объекта закупки" "Средство дезинфицирующее", а также установлены дополнительные характеристики непредусмотренные КТРУ.
По данной позиции в справочнике КТРУ представлена только одна характеристика, а именно "форма выпуска- жидкость". Данная характеристика не может отвечать всем требованиям, предъявляемым Заказчиками к предмету закупки.
Дезинфицирующие средства различаются по назначению (для поверхностей, кожные, для стирки, яиц и т.д.), классифицируют по их действию на различные формы микроорганизмов (содержание действующего вещества), а, следовательно, их назначению и использованию в медицинских организациях. Существует ряд различий дезинфицирующих средств.
Заказчиком применены дополнительные характеристики товарам, которые непредусмотренные КТРУ без надлежащего обоснования этих характеристик в соответствии с п.6 Правил N145.
Таким образом, Заказчиком нарушена ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает о необоснованном установлении процентного состава к наличию действующего вещества в дезинфицирующем средстве сообщаем следующее.
Требование о действующем веществе установлено на основании Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях (протокол N 4 от 20.11.2014 г. профильной комиссии Минздрава России по эпидемиологии), процентный состав установлен для обеспечения дальнейшей ротации дезинфицирующего средства, уменьшения времени экспозиции, а также для туберкулоцидного действия и обеспечения высокой эффективности против особо опасных инфекций.
Заявитель указывает об установлении показателя "Обеспечивает стерилизацию эндоскопов и инструментов медицинского назначения при концентрации рабочего раствора (по препарату) - не более 5% экспозиция не более 15 минут", не соответствующего СанПиН 3.3686-21, что ограничивает потенциальных Участников закупки.
Процесс стерилизации эндоскопов в соответствии с Методическими указаниями МУ 3.5.1937-04 "Очистка, дезинфекция и стерилизация эндоскопов и инструментов к ним", утверждёнными главным санитарным врачом России 4 марта 2004 года, включает в себя предварительную очистку, предстерилизационную обработку, далее саму стерилизацию или дезинфекцию высокого уровня. Для стерилизации эндоскопов в учреждении имеется моечно-дезинфицирующий автоматический репроцессор для гибких эндоскопов марки Detro Wash. Дезинфицирующие средства к данной машине закупаются отдельными электронными аукционами, требования к ним определяются Заказчиком на основании действующего законодательства, а также требований, установленных предприятием-изготовителем дезинфицирующего оборудования, специальными инструкциями производителя медицинского изделия в части выбора химических реагентов в соответствии с ГОСТ Р ИСО 17664-2012.
Дезинфицирующее средство, указанное в предмете закупки, необходимо Заказчику для проведения предстерилизационной обработки. СанПиН 3.3686-21 не регламентирует состав дезинфицирующих средств для проведения предстерилизационной обработки. Также, в соответствии с Федеральными клиническими рекомендациями по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях (протокол N 4 от 20.11.2014 г. профильной комиссии Минздрава России по эпидемиологии), использование дезинфицирующих средств в медицинских организациях осуществляется в соответствии с инструкцией к дезинфицирующему средству, в которой имеются установленные режимы дезинфекции и стерилизации на основании клинических испытаний и заключений экспертов. Также в учреждении врачом-эпидемиологом разработаны и утверждены инструкции по проведению дезинфекции и стерилизации. На рынке представлено множество дезинфицирующих средств, подходящих Заказчику для предстерилизационной подготовки эндоскопов, в инструкциях к которым прописана стерилизация и предстерилизационная подготовка эндоскопов, и имеющих государственное регистрационное удостоверение со ссылкой на инструкцию, клинические испытания и протоколы исследований (НаноДез, МультиДез, Дезарин, Техномикс, Телесфор Люкс, НеваСепт Люкс и др.).
Заказчик обратился к производителям дезинфицирующих средств основным действующим веществом которых является полигексаметиленгуанидина гидрохлорид с запросом о возможности применения дезинфицирующих средств для стерилизации эндоскопов. Ответ получен от ООО "Софт Протетор" (торговая марка Тефлекс, МультиДез) содержащий информацию о том, что в СанПиН 3.3686-21 указана малая эффективность известных действующих веществ в чистом виде. В частности, производные гуанидина - хлоргексидин, который не обладает необходимым действием. Дезинфицирующие средства под их торговыми наименованиями хоть и содержат производные гуанидина, представляют из себя созданные композиции активных химических веществ, которые подтверждены международным патентом 2287325, а так же многочисленными исследованиями, произведенными в 2021 году (Протокол испытаний 3069 от 10.12.2021 подтвердил эффективность средства и возможность его применения в соответствии с СанПиН 3.3686-21), регистрационными удостоверениями и позволяют применять средства в соответствии с инструкцией по применению. В приложенном экспертном заключении на обозначена возможность применения дезинфицирующего средства в основным действующим веществом полигексаметиленгуанидина гидрохлоридом для предстерилизационной очистки, дезинфекции и стерилизации эндоскопов в соответствии с инструкцией, СанПиН 3.3686-21.
В жалобе не представлены доказательства того, что действия Заказчика по установлению требований к товару нарушают положения Закона о контрактной системе.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обосновал конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
На участие в закупке подано 3 ценовых предложения.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - ФГБУ ТС "Голубая бухта" МЗ РФ установлены нарушения ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.