рассмотрев жалобу ИП Каргина С.В. (далее - Заявитель) на действия МБОУ СОШ N1 им. Чернявского Я.М. станицы Крыловской МО Крыловский район при проведении администрацией МО Крыловский район электронного аукциона: "Комплекс оборудования для учебной лаборатории" (извещение N 0318300017422000062) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Извещение электронного аукциона составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласен, из пояснений следует, что требования установлены с учетом потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
15.09.2022 г. уполномоченным органом - администрацией МО Крыловский район размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Комплекс оборудования для учебной лаборатории" (извещение N 0318300017422000062). Заказчик - МБОУ СОШ N1 им. Чернявского Я.М. станицы Крыловской МО Крыловский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 164 451,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Заказчик в извещении N 0318300017422000062 установил размер обеспечения гарантийных обязательств в размере 45 822,26 Российский рубль, что составляет 0,5% от НМЦК.
Размер обеспечения гарантийных обязательств |
45 822.26 Российский рубль |
В части VIII. Обеспечение гарантийных обязательств проекте контракта в пункте 8.2. установлено: "Размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 0,5% от цены контракта".
Частью 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Таким образом, в извещении размер гарантийных обязательств установлен некорректно.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение содержит файл "Описание объекта закупки.docx", где Заказчиком установлены технические характеристики.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик указал в описании объекта закупки требования к указанию значению показателей, которые носят необъективный характер и не позволяют участнику закупки составить заявку на участие в аукционе, а также излишние требования, не относящиеся к функциональным или техническим свойствам товара. Заказчик необоснованно объединил несколько разных товаров, которые не являются однородными и не могут представлять собой комплекс запрограммированных между собой комплекта (подсистем) и неотделимых единиц в виде согласующих устройств и программного обеспечения.
В "Описании объекта закупки" не устранены нарушения, указанные Комиссией Краснодарского УФАС России по закупке извещение N0318300017422000053:
-робототехнический набор для изучения работы искусственного интеллекта, создания различных роботов, получения навыков сборки и их программирования
_Балка 1х1х1, белая не менее 2 шт.;_. Балка 2х2х1 отверстий не менее 2 шт_.
Данные характеристики не являются функциональной, технической характеристикой товара, а представляет собой способ крепления.
Кабель микро-USB 2.0 не менее 1 шт. Данное требование исключено из Описания объекта.
пластиковый контейнер для хранения деталей с крышкой, ручкой и механизмом фиксации крышки, размером: 445х210х240 мм.
Конкретные размеры пластикового контейнера для деталей, являются избыточной характеристикой и иные размеры никак не повлияют на функциональное и технологическое назначение набора.
-робототехнический набор для создания различных роботов, получения навыков сборки и их программирования
Детали набора должны быть изготовлены из высококачественного пластика.
Данная характеристика не является конкретной и потенциально измеримой.
- робототехнический набор для создания различных роботов, получения навыков сборки и их программирования
В комплекте должен быть пластиковый контейнер для хранения деталей с крышкой, ручкой и механизмом фиксации крышки, размером 440х210х240 мм.
Конкретные размеры пластикового контейнера для деталей, являются избыточной характеристикой и иные размеры никак не повлияют на функциональное и технологическое назначение набора.
Аналогичные избыточные характеристики в отношении наклеек, размеров контейнера относятся и к позициям:
- Образовательный модуль должен быть предназначен для изучения энергии ветра, солнечной энергии, гидравлики и оптики, а также применение их на практике в современном мире. В том числе для проведения экспериментов с собранными моделями. А также для изучения законов физики, математики и меж предметной области;
- панель для конструирования;
- набор для креативной панели;
интерактивный обучающий модуль. Электронная учебно-методическая программа (далее - ЭУМП) должна быть предназначена для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста естественнонаучным дисциплинам (окружающий мир, введение в физику, биологию и географию).
В отношении данного товара указано:
_ Приложение для педагога должно быть доступно для скачивания по почтовой адресной интернет-ссылке от разработчиков ЭУМП. _
Существуют иные варианты предоставления приложения, например, предоставление диска или загрузочной флеш-карты. Вариант получения приложения не влияет на характеристики и работоспособность приложения, следовательно, данная характеристика представляется излишней.
_Каждая тема и занятие должны сопровождаться уникальными красочными иллюстрациями, приятными для детского глаза, и мягким голосовым сопровождением_.
Данная характеристика является оценочной и является не измеряемой, не влияет на характеристики и работоспособность приложения, следовательно, данная характеристика представляется излишней.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Файл "Описание объекта закупки" содержит
N |
Наименование |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Лабораторный комплекс для младшего школьного образования |
_..Требуется образовательный модуль, предназначенный для изучения основ инженерных наук, основ механики, робототехники и проектирования в количестве не менее 2 шт. Должна быть возможность создавать управляемые модели роботов на практике. Должен включать в себя три раздела: основы робототехники, роботы и программируемые роботы. Католичество моделей для одного модуля не менее 72 шт. Должно быть методическое сопровождение: В состав методического сопровождения должно входить: Рабочая тетрадь с описанием уроков и заданиями для проектных работ в количестве не менее 3 шт. Каждый урок должен быть полностью спланирован и состоять из: введения, изучения предмета и темы урока, схемы сборки модели из деталей конструктора, задания по исследовательской деятельности. Параметры Рабочей тетради: Формат не менее А4; Кол-во страниц не менее 78 шт.; Количество уроков, полностью спланированных, (не менее 45 минут каждое) не менее 72 шт. Должен быть комплект рабочих карточек на не менее 13 одновременно работающих детей, карточки должны быть двухсторонние, формат не менее А4, количество не менее 72 шт. Должна быть интерактивная система моделирования процесса сборки моделей, которая должна позволять выводить на интерактивную доску, панель, планшет, смартфон, пошаговую схему сборки моделей каждого урока. Количество интерактивных схем сборки не менее 72 шт. Должен быть комплект наклеек на контейнеры, размером не менее 90х100 мм., в количестве не менее 6 шт. Должен быть информационный стенд в количестве не менее 2 шт. В состав набора должны входить комплектующие для одновременной сборки не менее 13 одинаковых моделей для каждого занятия, в количестве не менее 6156 шт. Комплектующие должны включать: Балка не менее 1350 шт.; Рейка зубчатая не менее 80 шт.; Шестеренка цепная не менее 50 шт.; Шкив не менее 110 шт.; Шестеренка, Z20 не менее 120 шт.; Шестеренка, Z40 не менее 120 шт.; Шестеренка, Z60 не менее 60 шт.; Шестеренка, Z80 не менее 20 шт.; Колесо с шиной 5 отверстий не менее 60 шт.; ИК - контролер не менее 13 шт.; ИК - приемник не менее 13 шт.; Контроллер с приемником Bluetooth не менее 13 шт.; Рамка не менее 260 шт.; Рамка дуальная с отверстиями 8 мм в перпендикулярных плоскостях по одной поверхности, кол-во отверстий 32 не менее 30 шт.; Ось не менее 400 шт.; Лента резиновая, большая не менее 60 шт.; Кольцо резиновое среднее не менее 30 шт.; Соединитель панелей, 2 на 2 не менее 30 шт.; Кнопка фиксатор не менее 120 шт.; Зажим для оси не менее 60 шт.; Элемент осевой не менее 100 шт.; Стопор не менее 100 шт.; Втулка соединительная не менее 200 шт.; Звено для цепи не менее 600 шт.; Штифт не менее 1100 шт.; Панель круговая для оси, 2 отверстия не менее 50 шт.;_.. |
ком-кт. |
1 |
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В соответствии с п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Файл "Требования к содержанию и составу заявки-1.docx" содержит Инструкцию по заполнению заявки, где Заказчиком установлено: "Описание объекта закупки в графе "Показатель, ед.изм." может содержать показатели, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением), а фиксируются верхней или нижней границей, и могут изменяться в зависимости от различного рода факторов (изменение окружающей среды, воздействие иных внешних или внутренних параметров), а также в силу физической природы данных показателей_.
Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее" или аналогичными по смыслу ("не хуже", "не ниже и т.д.), участником в предложении устанавливается конкретное значение".
Однако, несмотря на Инструкцию Заказчик предъявляет требования к товарам в виде сплошного текста, без отделения наименования показателей, их единиц измерения и значений показателей, чем противоречит своей же инструкции.
Таким образом, отсутствие надлежащей Инструкции по заполнению заявки, которая бы разъясняла значения всех слов, используемых Заказчиком при описании объекта закупки, отсутствие разбивки по графам делает заполнение заявки невыполнимым.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Таким образом, Описание объекта закупки составлено с нарушениями ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Каргина С.В. обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МБОУ СОШ N1 им. Чернявского Я.М. станицы Крыловской МО Крыловский район нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МБОУ СОШ N1 им. Чернявского Я.М. станицы Крыловской МО Крыловский район, уполномоченному органу - администрации МО Крыловский район (комиссии) выдано предписание N264 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 сентября 2022 г. N 858/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2022