рассмотрев жалобу ООО "ПромТехСтрой" (далее - Заявитель) на действия МБОУ СОШ N1 им. Чернявского Я.М. станицы Крыловской МО Крыловский район при проведении администрацией МО Крыловский район электронного аукциона: "Комплекс оборудования для учебной лаборатории" (извещение N 0318300017422000062) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на то, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласен, из пояснений следует, что требования установлены с учетом потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
15.09.2022 г. уполномоченным органом - администрацией МО Крыловский район размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Комплекс оборудования для учебной лаборатории" (извещение N 0318300017422000062). Заказчик - МБОУ СОШ N1 им. Чернявского Я.М. станицы Крыловской МО Крыловский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 164 451,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства илигруппы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на приобретение иностранного ПО.
В "Описании объекта закупки" указано:
Установленная операционная система должна быть Android версии не ниже 9.0 или эквивалент. |
Должно иметься программное обеспечение на русском языке для носимых устройств с операционной системой Android или эквивалент, позволяющее использовать носимое устройство в качестве цифрового ключа |
Операционная система Android разрабатывается и реализуется "Open Handset Alliance" и "Google", которые не являются отечественными разработчиками и, более того, зарегистрированы в странах, входящих в перечень недружественных по отношению к Российской Федерации.
Также в "Описании объекта закупки" установлены требования к различному ПО.
Согласно п. 15) ст. 42 Закона о контрактной системе в Извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении не установлено:
| ||||
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
|
|
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
|
|
Таким образом, в извещении в нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе не установлены требования в соответствии с Постановлением 1236.
В соответствии с п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов, среди которых прикреплен файл "Требования к содержанию и составу заявки-1.docx", в соответствии с инструкцией, находящейся в указанном файле.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Таким образом, отсутствие надлежащей Инструкции по заполнению заявки, которая бы разъясняла значения всех слов, используемых Заказчиком при описании объекта закупки, отсутствие разбивки по графам делает заполнение заявки невыполнимым.
В "Описании объекта закупки" вся информация представлена в виде текста без разделения на наименования показателей и их значения.
Из инструкции однозначно не следует, каким образом участник должен понимать, что является наименованием показателя, а что значением.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств корректное заполнение заявки на участие в закупке становится затруднительным.
Таким образом, положения Инструкции не соответствуют "Описанию объекта закупки" в файле "Описание объект закупки", что не позволяет заполнить заявку.
Также в Инструкции Заказчик использует нормы Закона о контрактной системе утратившие силу.
Заказчиком в "Описании объекта закупки" установлено:
_Сервомотор, 180 не менее 13 шт_
Невозможно определить, что означает ", 180" .
_процессор (CPU): Intel Core i3; оперативная память (RAM) 4 Гбайт; свободное место на жестком диске 4 Гбайт_
Intel является зарегистрированным товарным знаком (номер 891978 от 12.09.2022; заявление 2022727261 от 26.04.2022) и принадлежит компании Интел Корпорейшн. Аналогично и с Core (номер 853011 от 09.02.2022; заявление 2020739065 от 23.07.2020). Таким образом, Заказчик указал конкретный товарный знак без фразы "или эквивалент". Более того, заказчиком не указаны параметры эквивалентности, при том, что линейка Core i3 содержит более 100 различных модификаций процессоров всевозможных мощностей различных поколений
_В рамках политики безопасности, функционал программы должен позволять модераторам приложения блокировать и удалять неприемлемый и вредоносный для детей контент. Для ознакомления потенциальных пользователей с программным продуктом должна быть предусмотрена демо-версия программы с ограниченным лимитов времени использования. Функционал программы должен содержать информативные механизмы индикации появления новых версий программы, а также простые и удобные функции обновления ПО_
Демонстрационная версия, демо-версия - предварительная (ограниченная и, как правило, бесплатная) версия продукта, например, компьютерной программы. Название термина - сокращение от слова "демонстрация". Таким образом, указанное требование не относится к функциональной, технической, качественной характеристике.
Заказчиком установлено требование:
_Тетрадь должна обладать следующими свойствами: Формат должен быть А4; Количество страниц не менее 125 шт.; Количество уроков, полностью спланированных, (не менее 50 минут каждое) должно быть не менее 20 шт_
Заказчик пояснил, что урок можно разделить на несколько уроков, такая информация может предоставляться выборочно исходя из планирования. Таким образом, указанное требование не относится к функциональной, технической, качественной характеристике.
_Стойка должна быть полностью совместима с устройством и позволять установку устройств, обладающих диагональю экрана в диапазоне от не более 70 до не менее 103 дюймов_Размеры экрана должен быть не менее 85 дюймов_
Если экран "не менее 85 дюймов", стойка должна поддерживать экраны начиная с 70 дюймов. Заказчик пояснил, что в целях экономии бюджетных средств, а также с учетом мебельных решений Заказчика, также планируется замена поставляемой панели на панель большей или меньшей диагонали. Или использование существующей.
_В комплекте требуется носимое, беспроводное устройство для работы с классом. Количество устройств в комплекте должно быть не менее 10 шт. Интерфейс устройства должен быть русский. Устройство должно обеспечивать работу в локальных сетях. Версия интерфейса для педагога должна иметь следующие функции: Само устройство должно иметь следующие технические характеристики: Диагональ экрана устройства должно быть более девяти дюймов. Разрешение сенсорного экрана должно быть не ниже 1280x800 пикселей, с плотностью пикселей не менее 138 ppi. Тип сенсора экрана должен быть емкостной. Экран должен поддерживать мультитач технологию. Количество ядер центрального процессора _
Таким образом, Заказчику необходим планшет с диагональю 10,47 дюймов. планшета согласно ТЗ должна быть более 9 дюймов, т.е. устроит и 9.1 дюйм и т.д. Однако, согласно пункту 2.4.5 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
_В комплекте требуется бухта расходного материала в количестве не менее 3 шт., обладающая следующими техническими характеристиками: Диаметр нити не менее 1,75 мм. Материал должен быть PLA. Материал должен быть рассчитан на температуру печати в диапазоне от не более 190 до не менее 230 °C, и температуру печатного стола в диапазоне от не более 30 до не менее 60 °C. Цвет материала должен быть белый. Габариты в упаковке должны быть менее 24 х 23 х 10 см. Масса брутто более 1,33 кг_
Заказчик покупает леску для 3D принтера. И зачем-то предъявляет требования к упаковке и ее размерам. Более того, к массе брутто, т.е. к массе с упаковке, что не является техническими и качественными характеристиками самого товара лески.
_ЦП (процессор) должен поддерживать работу с установленной оперативной памятью DDR4 или DDR3_ Эффективная частота работы оперативной памяти должна быть не менее 3200 МГц., при показателе скорости не менее PC4-21300_
Процессор по требованию заказчика должен поддерживать оперативную память DDR 3-го или 4-го поколения. При этом, сразу ниже в требованиях к самой оперативной памяти заказчик указывает ее частоту и скорость характерную только для памяти DDR4 (4-го поколения). Это следует из аббревиатуры PC4. Для DDR3 она PC3. Мксимальная эффективная частота у памяти DDR3 2400 МГц, тут же требуется не менее 3200, что характерно для более новой оперативной памяти стандарта DDR4.
_ Основные характеристики сенсора: Пределы измерения относительной влажности в диапазоне от не более 0 до не менее 100%_
Заказчик установил некорректное требование к диапазону относительной влажности, который должен быть не менее 0 - 100%.
Заказчиком установлено некорректное требование "_ Соединитель панелей, 2 на 2 не менее 30 шт_ Прочие детали не менее 409 шт_" из которого не понятно, что означает "2 на 2".
_ Труба не менее 597 мм не менее 9 шт.; Труба не менее 391 мм не менее 8 шт.; Труба не менее 178 мм не менее 6 шт.; Труба не менее 83 мм не менее 14 шт..
Из установленного требования не понятно какие трубы нужны Заказчику, указаны диаметр или длина.
_Требуется интерактивный обучающий модуль. Электронная учебно-методическая программа (далее - ЭУМП) должна быть предназначена для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста_ приложения для педагога (воспитателя, методиста) _ но и глобально, сообществу педагогов и воспитателей, независимо от их местоположения_
Закупка проводится для начальной школы, при этом указаны: дети дошкольного возраста и воспитатели.
_ гравитация, включение/отключение коллайдеров объекта, возможность игроку перемещаться _
Согласно инструкции "/" это "и(или)". Соответственно не ясно, нужно только включение без возможности отключения или только выключение без включения.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, 22, 23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромТехСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МБОУ СОШ N1 им. Чернявского Я.М. станицы Крыловской МО Крыловский район нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 3) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 15 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБОУ СОШ N1 им. Чернявского Я.М. станицы Крыловской МО Крыловский район, уполномоченному органу - администрации МО Крыловский район (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 сентября 2022 г. N 865/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2022