Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Радуга" -Бойко А.В. (действующая по доверенности N1 от 21.09.2022 года), надлежащим образом уведомленной, в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Медека" - Куниной Л.В. (действующая по доверенности N152/22 от 21.09.2022 года), Чернышевой Н.Н. (действующая по доверенности N18/22 от 26.01.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителей государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - Егоровой С.Ю. (действующая по доверенности N9 от 10.01.2022 года), Шаровой М.И. (действующая по доверенности N41 от 25.01.2022 года), надлежащим образом уведомленных, рассмотрев жалобу ООО "Радуга" на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения фонда социального страхования РФ при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (реестровый N 0225100000122000190), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 20.09.2022 поступила жалоба ООО "Радуга" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения фонда социального страхования РФ (далее также - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (реестровый N 0225100000122000190) (далее - электронный аукцион).
Податель жалобы полагает, извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 22.09.2022 года в 09 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
В назначенное время рассмотрение жалобы началось в составе:
председателя комиссии:
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Радуга" - Бойко А.В. (действующая по доверенности N1 от 21.09.2022 года), надлежащим образом уведомленной, в присутствии представителей государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - Егоровой С.Ю. (действующая по доверенности N9 от 10.01.2022 года), Шаровой М.И. (действующая по доверенности N41 от 25.01.2022 года), Ченчик Ю.И. (действующая по доверенности N73 от 22.09.2022 года), надлежащим образом уведомленных.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления объявлялся перерыв до 11.00 час. 23.09.2022 года.
После объявленного перерыва продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии:
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Радуга" - Бойко А.В. (действующая по доверенности N1 от 21.09.2022 года), надлежащим образом уведомленной, в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Медека" - Куниной Л.В. (действующая по доверенности N152/22 от 21.09.2022 года), Чернышевой Н.Н. (действующая по доверенности N18/22 от 26.01.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в присутствии представителей государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - Егоровой С.Ю. (действующая по доверенности N9 от 10.01.2022 года), Шаровой М.И. (действующая по доверенности N41 от 25.01.2022 года), надлежащим образом уведомленных.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
13.09.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее также - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 403 460,00 рублей.
1. Согласно жалобе описание закупаемого товара составлено Заказчиком таким образом, что к поставке может быть предложен товар (катетер) только одного производителя - "Б.Браун Медикал САС" Франция, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как следует из файла "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено следующее:
Наименование |
Описание функциональных и технических характеристик |
Катетер для самокатетеризации лубрицированный
|
Катетер лубрицированный (Женский) для периодической самокатетеризации ,готовый к применению , не требует дополнительной активации водой. С возможностью применения самим пациентом. Тип Нелатон. Размер по Шарьеру : от 06 ch (включительно) до 16 ch (включительно) (в зависимости от антропометрических данных пациента). Длина катетера не менее 18 см ( включительно). Наконечник катетера прямой цилиндрический, с двумя боковыми отверстиями. Катетер имеет воронкообразный коннектор для соединения с мешком для сбора мочи. Катетеры одноразовые, стерильные и находятся в индивидуальной упаковке. Количество - 8640 шт. |
Катетер для самокатетеризации лубрицированный
|
Катетер лубрицированный (Мужской) для периодической самокатетеризации ,готовый к применению, не требует дополнительной активации водой. С возможностью применения самим пациентом. Тип Нелатон. Размер по Шарьеру: от 08 ch (включительно) до 18 ch (включительно) (в зависимости от антропометрических данных пациента). Длина катетера не менее 40 см ( включительно). Наконечник катетера прямой цилиндрический, с двумя боковыми отверстиями. Катетер имеет воронкообразный коннектор для соединения с мешком для сбора мочи. Катетеры одноразовые, стерильные и находятся в индивидуальной упаковке.
Количество - 3780 шт. |
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика было пояснено, что под установленное описание объекта закупки подходят медицинские изделия двух производителей: "Coloplast A\S", Дания и "Б.Браун Медикал САС" Франция.
Так, по мнению Заказчика, катетер "SpeediCath" производителя "Coloplast A\S", Дания и катетер "Акрин Лайт" производителя "Б.Браун Медикал САС", Франция полностью соответствуют описанию объекта закупки.
Более того, из пояснений Заказчика следует, что при составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался регистрационным удостоверениями указанных медицинских изделий.
В ходе рассмотрения жалобы представителем Заявителя предоставлено письмо ООО "Колопласт", являющего официальным представителем компании "Coloplast A\S", Дания, из которого следует, что катетеры для самокатетеризации "SpeediCath" лубрицированные Нелатон следующих видов и размерного ряда: Мужские 16,18; Женские 6,16 не поставляются на территорию РФ, в связи с отсутствием потребности, что в свою очередь не может подтверждать, что установленные Заказчиком характеристики объекта закупки соответствуют товарам не менее двух производителей, в связи с чем, довод Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования пункта 1 части статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 3 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила N145) Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из пункта 4 Правила N145, следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Также согласно п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В рассматриваемом случае объект закупки отнесен к коду КТРУ 32.50.13.110-00005494 ("Катетер уретральный для однократного дренирования/промывания"), что следует из письма производителя такого катетера "Б.Браун Медикал".
При этом, Заказчиком в Извещении код позиции КТРУ 32.50.13.110-00005494 не установлен, следовательно, при описании объекта закупки Заказчик не руководствовался положениями Правил N145.
Более того, в Извещении Заказчиком установлен ОКПД2 32.50.13.190, что не соответствует действительности.
Позиция 32.50.13.110-00005494 является действующей, бессрочной и обязательной к применению с 02.03.2020 года, а также содержит в себе характеристики, которые являются обязательными для применения.
Поскольку Заказчику необходимо было применить позицию КТРУ 32.50.13.110-00005494, то при формировании Извещения необходимо было не только выбрать такую позицию, но и руководствоваться ее описанием.
С учетом того, что Заказчиком не установлен код позиции КТРУ 32.50.13.110-00005494 и, в тоже время, установлены дополнительные характеристики объекта закупки, не предусмотренные КТРУ, то такие действия Заказчика нарушают требования части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано, что Заказчиком некорректно установлено наименование объекта закупки, так как такая формулировка не отражает потребности инвалидов.
В силу части 1 статьи 19 Закона о контрактной системе под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Пунктом 2 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Из вышеизложенного следует, что вопросы нормирования закупок не относятся к компетенции антимонопольного органа, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Радуга" на действия государственного заказчика Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения фонда социального страхования РФ при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (реестровый N 0225100000122000190) обоснованной в части нарушения государственным заказчиком требований пункта 1 части статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать государственного заказчика Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение фонда социального страхования РФ нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (реестровый N 0225100000122000190).
3. Выдать государственному заказчику Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению фонда социального страхования РФ предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2022 году (реестровый N 0225100000122000190).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5.Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.