Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____>
<____>
<____>
<____>
<____>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская станция скорой медицинской помощи" (ИНН: 8904013713) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 48/СП-2022 от 24.05.2022 г. на выполнение работы по текущему ремонту в нежилом здании, цена контракта - 1 326 304,88 рублей, (извещение N 0190200000322005010), с ООО "ЖилРемСтрой" (ИНН: 8904086302) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 06.09.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта N 48/СП-2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 24 мая 2022 года между ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская ССМП" (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЖилРемСтрой" (далее - Подрядчик) был заключен контракт N 48/СП-2022, согласно которому Подрядчик должен был в срок, начиная с момента подписания контракта и не позднее 31 августа 2022 года, выполнить работы по текущему ремонту в нежилом здании, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой. ул. Геологоразведчиков, дом 5. государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская станция скорой медицинской помощи" (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику.
Состав и объем работ определен Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и Локальным сметным расчетом (сметой) (Приложение N 2 к Контракту), а именно должны были быть выполнены следующие работы: восстановление отмостки; ремонт оконных блоков, замена оконных блоков; ремонт фасада: ремонт помещений 3 этажа; уборка и вывоз мусора (после завершения текущего ремонта) с территории Заказчика на специализированный полигон. Работы должны были выполняться иждивением Подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Все материалы и оборудование, применяемые при выполнении работ, должны иметь сертификаты соответствия, декларации о соответствии, технические паспорта, санитарно-эпидемиологические заключения и другие предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами документы, удостоверяющие их происхождение, качество и сроки годности. Подрядчик должен согласовать с Заказчиком применяемые материалы и оборудование до выполнения работ на объекте, с предоставлением обосновывающих документов о применяемых материалах и оборудовании (п.7.2 Контракта).
Довольно продолжительный срок выполнения работ по Контракту был установлен Заказчиком в целях возможности выполнения наружных работ при благоприятных погодных условиях. Однако. Подрядчик, в нарушение условий Контракта, длительное время с момента заключения Контракта (с 25 мая 2022 года до середины августа 2022 года) не приступал к выполнению работ, в середине августа, после неоднократных уведомлений Заказчика о нарушении обязательств по Контракту, направил на объект бригаду (ее численность колебалась от 2 до 3 человек), которая начала работу по восстановлению отмостки, но работы выполнялись очень медленно, с нарушений требований Контракта в части наименования работ и перечня используемых материалов, установленных сметой, в отсутствие согласования применяемых материалов. 19 августа 2022 года Подрядчик был приглашен Заказчиком для разговора поводу исполнения принятых обязательств (протокол рабочего совещания в приложении), где Подрядчик пообещал выполнить все принятые обязательства: наружные работы (восстановление отмостки, ремонт фасада) закончить в срок до 26 августа 2022 года, работы по ремонту внутри помещения выполнить до 10 сентября 2022 года.
Однако, по состоянию на 1 сентября 2022 года (протокол рабочего совещания в приложении) наружные работы (восстановление отмостки, ремонт фасада) так и не были выполнены, была выполнена лишь незначительная часть работ с нарушением требований, установленных Контрактом, очень некачественно и требует полной переделки.
1 сентября 2022 года истек срок выполнения работ, работы не выполнены вовремя и для Заказчика стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом.
На основании изложенного, Заказчик, руководствуясь пунктом 14.7 Контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации решил:
отказаться от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту в нежилом здании N 48/С11-2022 от 24 мая 2022 г., заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "ЖилРемСтрой".
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 20.09.2022 NАД/3432, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из пояснения Подрядчика следует, что согласно пунктам 3.2-3.3 Контракта Подрядчик приступил к выполнению работ с момента подписания Контракта.
Для выполнения работ по Контракту Подрядчик нанял рабочую бригаду из г. Омска, с которой Общество ранее работало.
По договоренности с бригадой Общество обратилось к Заказчику с просьбой о продлении срока начала работ.
Параллельно Подрядчиком исполнялось 5 Контрактов.
В конце июля Обществу стало известно, что рабочая бригада из г. Омска не сможет приехать и исполнить данный Контракт. Общество предприняло попытки для поиска рабочей бригады.
Общество приступило к работам по фасаду, а именно: отремонтировали штукатурку, обработали стены антиплесенью, грунтовкой глубокого проникновения.
Подрядчик поясняет, что с 03.09.2022 года Общество прекратили допускать на объект для исполнения Контракта, что подтверждается актом о не допуске на работу бригаду ООО "ЖилРемСтрой". Все материалы и сырье в настоящий момент находятся на объекте у Заказчика. Общество приводило рабочих, но Заказчик не допускал Подрядчика до выполнения работ. Весь мусор был вывезен Подрядчиком. Данный факт нарушает положения статьи 95 ФЗ N 44. Заказчиком не было предоставлено право на устранение нарушений Подрядчиком.
В настоящий момент Общество готово выполнить Контракт в полном объеме, поскольку действует в рамках ФЗ N 44 с 2018 года. За это время Общество исполнило более 20 Контрактов и зарекомендовало себя как ответственного и добросовестного исполнителя.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 14.7. Контракта настоящий контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
24.05.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 48/СП-2022 (далее - Контракт).
06.09.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.09.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
19.08.2022 Дата расторжения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
Заключив контракт, Исполнитель принял на себя обязательства, по его надлежащему исполнению. Условиями контракта установлены обязательства сторон, которые должны исполняться сторонами надлежащим образом.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
На заседании Комиссии, в ходе рассмотрения обращения Заказчика выявлено, что по вине Подрядчика, нарушены условия контракта.
Несмотря на то, что Подрядчик с большим опозданием начал наружные работы Заказчик просил Подрядчика принять незамедлительные меры в целях исполнения принятых на себя обязательств.
О нарушениях обязательств по контракту в адрес Подрядчика неоднократно направлялись уведомления от 07.07.2022 N89-1868/01-08/490, от 27.07.2022 N89-1868/01-08/548, от 12.08.2022 N б/н. о неисполнении условий контракта, комиссия приходит к выводу о наличии нарушении условий Контракта со стороны Подрядчика.
По состоянию на 1 сентября 2022 года наружные работы (восстановление отмостки, ремонт фасада) не были выполнены, была выполнена лишь незначительная часть работ с нарушением требований установленных Контрактом. К внутренним работам так и не преступили.
Согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Комиссия контрольного органа, рассмотрев обращение заказчика, и проведя проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении Подрядчиком работ, считает, что Подрядчик нарушил условия контракта.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения обязательств по контракту Подрядчиком установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Подрядчиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ЖилРемСтрой" (ИНН 8904086302), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Алексеенко Виктор Александрович (ИНН: 890408919537 ) по обращению ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская станция скорой медицинской помощи" (ИНН: 8904013713) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 48/СП-2022 от 24.05.2022 г. на выполнение работы по текущему ремонту в нежилом здании, цена контракта - 1 326 304,88 рублей, (извещение N 0190200000322005010) включить реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения информации в отношении ООО "ЖилРемСтрой", сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Алексеенко Виктор Александрович в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.