Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____>
<____>
<____>
<____>
<____>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - МКОУ Тазовская школа - интернат среднего общего образования (ИНН: 8910002220) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300000722000334 от 03.06.2022 г. на поставку одежды, цена контракта - 3 040 551,82 рублей, (извещение N 0190300000722000334), с ООО "ДАВ-ТЕКС" (ИНН: 7205032101) (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 06.09.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0190300000722000334 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 03 июня 2022 года, между муниципальным казенным общеобразовательным учреждением Тазовская школа-интернат среднего общего образования (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ДАВ-ТЕКС" (далее - Поставщик), заключен Муниципальный контракт N 0190300000722000334 на поставку одежды (далее - Контракт).
В соответствие с п. 1.1 Контракта, Поставщик по настоящему контракту обязуется поставить одежду, именуемые в дальнейшем "Товар", в количестве, ассортименте, сроки и по ценам, согласно Приложению N 1 к контракту ("Спецификация") и передать его Заказчику, а Заказчик обязуется принять товар и оплатить его.
Согласно п. 1.2. Контракта, срок поставки товара: с момента подписания муниципального контракта в течение 30 (тридцати) календарных дней.
В соответствии с п. 3.12. Контракта обязательства Исполнителя по Контракту считаются выполненными Поставщиком после подписания Сторонами структурированного документа о приемке.
На основании п. 11.1. Контракта, а также в связи с тем, что организация Заказчика является социально значимым объектом, Товары приобретались для нужд детей, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 20.09.2022 NАД/3432, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Между Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением Тазовская школа-интернат среднего общего образования, далее именуемым "Заказчик", в лице директора Грешана Александра Александровича и ООО "ДАВ-ТЕКС", именуемым в дальнейшем "Поставщик", в лице директора Арутюняна Нагапета Рафаеловича заключен государственный контракт N 0190300000722000334 на поставку одежды от 03.06.2022, далее по тексту "Контракт".
Согласно п. 3.7. Контракта, для проверки поставляемого по контракту товара на соответствие количества, объема и качества товара требованиям предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу не позднее 10 рабочих дней и произвести оплату в соответствии с пунктом 2.3 контракта, либо направить мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки товара. Экспертиза товара, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Согласно и. 3.8. Кон факта, при возникновении спора между Заказчиком и Поставщиком по поводу недостатков поставляемого товара по требованию любой из Сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет Сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если экспертиза назначена по соглашению Сторон, то обе Стороны поровну. В связи с чем, Поставщик не может в полном объеме выполнить взятые на себя обязательства перед Заказчиком по независящим от Поставщика обстоятельствам.
Согласно п. 3.9. Контракта, заказчик после получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом 3.5 Контракта, и на основании результатов экспертизы, проведенной в соответствии с пунктами 3.7 и 3.8 Контракта, подписывает структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок или мотивированный отказ от приемки, в котором указываются недостатки и сроки их устранения. Заказчик имеет право частично принять поставленный товар с отражением информации о фактически принятом товаре в структурированном документе о приемке в единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 3.10. Контракта, после устранения недостатков, послуживших основанием для не подписания структурированного документа о приемке. Поставщик и Заказчик подписывают структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 3.9 Контракта.
Груз на склад по адресу ул. Кирова дом 12 школа-интернат поступил 24.08.2022.
В соответствии с п. 3.6. Контракта, 26.08.2022 ООО "Дав-Текс" направило Заказчику с использованием единой информационной системы в сфере закупок структурированный документ о приемке N 39, что подтверждается сведениями из ЕИС. Однако, 06.09.2022 Заказчиком товар не принят, что подтверждается сведениями из ЕИС и в нарушении п. 3.9. Контракта Заказчиком направляется структурированный документ в единой информационной системе в сфере закупок (мотивированный отказ от приемки), в котором указываются недостатки и сроки их устранения (что не было сделано).
Кроме того, в ходе телефонных переговоров, в том числе с представителем департамента. Поставщику было сообщено, что товар не будет принят, поскольку поставлен с нарушением установленных сроков, кроме того, были озвучены замечания, что отсутствует маркировка товара, а именно "Честный знак".
Однако, данные требования документацией установлены не были, кроме того, данная категория товаров не подлежит обязательной маркировки товаров "Честный знак".
К качеству и сопровождающей документации, замечания Заказчиком не предъявлялись.
В целях урегулирования спора, а также совместной приемки товара. 05.09.2022 года представитель Поставщика осуществил выезд по месту нахождения Заказчика.
Однако, представитель Заказчика, комиссия категорический отказались от совместной приемки товара без объяснения причин, сказав, что нужно забрать товар, так как они его не примут. Причины не соответствия товара, отразят в акте.
Таким образом Поставщик был вынужден забрать товар, без объяснения причин со стороны Заказчика и возможности для устранения недостатков (отгрузка товара от Заказчика подтверждается).
06.09.2022 на адрес электронной почты ООО "Дав-Текс" от Заказчика поступили Акт от 05.09.2022 о неисполнении обязательств по Контракту без подписи Поставщика, составленный в отсутствие представителя Поставщика, несмотря на то, что фактический представитель Поставщика приезжал для совместной приемки товара. Кроме того, в Акте от 05.09.2022 причины отказа приема товара, а также совместной приемки товара отражены не были.
13.09.2022 ООО "Дав-Текс" на адрес электронной почты Заказчика было направлено повторное уведомление о согласовании замены страны происхождения товара и рассмотрении данного вопроса в течении дня, а также проинформировали Заказчика о готовности поставить товар с учетом всех замечаний.
Из пояснений Поставщика, из вышеизложенного усматривается полная незаинтересованность Заказчика в осуществлении данной закупки, ООО "Дав-Текс" не носят характер недобросовестною поведения, не свидетельствуют о намеренном уклонении от исполнения, а напротив Поставщик предпринимал все возможные действия для исполнения Контракта.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.11.1. Контракта настоящий Контракт, может быть, расторгнут по решению суда в случае нарушений условий поставки Поставщиком по настоящему Контракту, а именно:
-поставки Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
-нарушения сроков поставки Товара.
В п.11.2. Контракта настоящий Контракт, может быть, расторгнут по соглашению Сторон.
В п.11.3. Контракта настоящий Контракт, может быть, расторгнут в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила и пришла к следующим выводам.
03.06.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N 0190300000722000334.
06.09.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.09.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
19.08.2022 Дата расторжения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные поставщиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, на взаимодействие с заказчиком.
На заседании Комиссии, Заказчиком подтверждён факт поставки товара на склад Заказчика.
Были представлены Поставщиком договор-заявка с перевозчиком, подтверждающие, что Поставщик доставил товар на склад. Была предоставлена переписка по WatsАрр, Поставщик лично приехал для совместной приемки товара, что подтверждает принимаемые меры, направленные на надлежащее исполнение контракта. В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение Поставщика или его намеренное уклонение от исполнения заключенного Контракта.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ДАВ-ТЕКС" (ИНН: 7205032101) представленную Заказчиком - МКОУ Тазовская школа - интернат среднего общего образования (ИНН: 8910002220) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300000722000334 от 03.06.2022 г. на поставку одежды, цена контракта - 3 040 551,82 рублей, (извещение N 0190300000722000334), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.