Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 22.09.2022 N 371 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Данилова С.В. (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителя заказчика - администрации Новооскольского городского округа (по доверенности от 23.09.2022 N 47-3/767и), (по доверенности от 10.01.2022 N 47-1/01и), заявителя - ИП Данилова С.В., рассмотрев материалы дела N 031/06/42-542/2022 по жалобе ИП Данилова С.В. на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению офисных программ и операционной системы (N закупки 0126600001422000176), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Данилова С.В. на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению офисных программ и операционной системы (N закупки 0126600001422000176) (далее - Электронный аукцион).
Из поступившей жалобы следует, что извещение об осуществлении Электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно: заявитель полагает, что совокупности всех требований, установленных техническим заданием к офисному программному обеспечению, соответствует только один офисный продукт "Р7-офис". А также то, что у операционной системы, планируемой, по мнению Заявителя, к приобретению - "Astra Linux Special Edition", отсутствует сертификат ФСТЭК.
Заказчик представил возражение на жалобу ИП Данилова С.В., с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Данилова С.В., возражения Заказчика, заслушав доводы присутствующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 13.09.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - оказание услуг по предоставлению офисных программ и операционной системы.
Начальная (максимальная) цена контракта - 806 820,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Данилова С.В. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Однако пунктом 5 Правил использования каталога предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Соответственно, заказчик вправе включить в извещение об осуществлении Электронного аукциона такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Согласно пункту 13 Правил формирования каталога в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включаются, в том числе потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики.
Объекту закупки соответствует позиция из КТРУ 58.29.11.000 - операционная система, и позиция из КТРУ 58.29.21.000 - пакет офисных программ. При этом в отношении первой позиции в каталоге отсутствуют описание и обязательные характеристики по данному товару, а в отношении второй, указаны компоненты обязательные для применения, но не указаны единицы измерения данных характеристик.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 23.03.2020 N 24-06-07/22512 в случае, если в КТРУ не сформировано описание товара в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога, заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги), а предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Согласно Приложению N 1 к извещению "Техническое задание (описание объекта закупки)" (далее - Приложение N 1) Заказчиком установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из пункта 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться, как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик пояснил, что в 2021 году уже приобретались лицензии программного обеспечения Р7-офис, в связи с чем, большой процент сотрудников администраций городов и районов Белгородской области прошли обучение на базе образовательной платформы по программе "Р7-офис: отечественное офисное программное обеспечение". О проведении данного регионального проекта свидетельствует информационное письмо первого заместителя Губернатора Белгородской области - начальника департамента цифрового развития Белгородской области от 19.10.2021 N 12-04/1038 (копия приложена в материалы дела).
Из жалобы ИП Данилова С.В. следует, что им, как официальным дилером, получен измененный партнерский прайс-лист Astra Linux, зафиксированный на дату - 15.09.2022, о том, что прекращено лицензирование уровня защищенности "Базовый" РУСБ.10015-01, сертифицированного ФСТЭК.
Таким образом, по мнению Заявителя, заявки участников, представившие в качестве предлагаемого товара операционную систему "Astra Linux Special Edition", должны быть отклонены, ввиду несоответствия описанию объекта закупки.
Как следует из пояснений Заказчика, установленным требованиям к соответствию операционной системы нормативно-правовым актам в части профиля защиты и требований по безопасности информации, соответствуют, как минимум две операционные системы из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Такие как операционная система Основа - номер сертификата 4381 и Операционная система Astra Linux Special Edition 1.7 - номер сертификата 2557 (копии сриншотов с сайта ФСТЭК представлена в материалы дела).
При этом, как пояснил Заказчик, установлены требования к классу защиты не ниже 6-го класса, по уровню доверия не ниже 6-го. Операционная система "Основа" сертифицирована до 4-го класса защиты и до 4-го уровня доверия. Операционная система Astra Linux Special Edition 1.7 сертифицирована до 1-го класса защиты и до 1-го уровня доверия. Данные операционные системы полностью соответствуют установленным требованиям в техническом задании.
Из письменного возражения следует, что Заказчик рассматривал к поставке одну из вышеперечисленных операционных систем, так как в инфраструктуре Заказчика функционируют операционные системы "Astra Linux Special Edition 1.7", а операционная система Основа, имеет аналогичный функционал операционной системе "Astra Linux Special Edition 1.7".
Также Заказчик в своих письменных пояснениях отразил, что Заказчик руководствуется готовыми решениями в своей инфраструктуре, полной совместимостью с уже функционирующими операционными системами, а так же сценариями централизованного управления, которые работают путем использования пакетов формата deb. В случае с другими операционными системами - пакетная база другого формата (RPM), и без преобразования (конвертации) пакетов не обойтись, а это изменение готовых сценариев, как минимум. Риск в том, что конвертация может отработать некорректно, особенно в случае использования локального репозитория Заказчика. Проблемы с зависимостями и невозможность выполнить корректно сценарий управления в организации, может повлечь ручную работу по устранению зависимостей, а это трудозатратно, так как у Заказчика объемный репозиторий.
Требования документации об Электронном аукционе в равной степени распространены на всех участников закупки.
Объектом Электронного аукциона является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем, участвовать в указанном аукционе может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям извещения о проведении Электронного аукциона и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией было установлено, что согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2022 NИЭА1 на участие в Электронном аукционе было подано 3 заявки, все допущены.
Как пояснил представитель Заказчика, в ходе рассмотрения дела, на момент размещения извещения об осуществлении Электронного аукциона - 13.09.2022, информации представленной Заявителем о прекращении лицензирования операционной системы Astra Linux Special Edition, сертифицированного ФСТЭК, у Заказчика не могло быть.
При этом Комиссия Белгородского УФАС России отмечает, что согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, в том числе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Как пояснил представитель Заказчика, в ходе заседания, характеристики, указанные участниками закупки в заявках полностью соответствуют Приложению N1 (описание объекта закупки), для отклонения заявок оснований не имелось.
Кроме того, согласно пункту 4.1. проекта Контракта Заказчик осуществляет приемку оказанных услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней. При приемке оказанных услуг Заказчик:
- проверяет соответствие оказанных услуг условиям настоящего Контракта;
- проводит анализ отчетных документов и материалов, представленных Исполнителем на предмет соответствия их оформления требованиям законодательства Российской Федерации и условиям настоящего Контракта;
- при необходимости запрашивает от Исполнителя недостающие документы и материалы, а также получает разъяснения по представленным документам и материалам;
- при выявлении несоответствий или недостатков оказанных услуг, препятствующих приемке в целом или отдельных позиций, незамедлительно оформляет акт, указывающий недостатки и устанавливающий сроки их устранения, при устранении недостатков оформляет акт устранения недостатков.
В соответствии с пунктом 4.3. проекта Контракта для проверки предоставленных Исполнителем результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 4.5. проекта Контракта установлено, что при выявлении несоответствий в оказании услуги, препятствующих приемке, Заказчик в срок, установленный в 4.4 Контракта, формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа и сроков их устранения.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что требования, установленные Заказчиком к техническим характеристикам товара и указанные в техническом задании, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
При этом Комиссия Белгородского УФАС России считает необходимым удовлетворить готовность ИП Данилова С.В. участвовать совместно с Заказчиком в приёмке товара в качестве заинтересованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что в техническом задании нарушены положения действующего законодательства РФ, которые ведут к ограничению конкуренции, является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Данилова С.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 27 сентября 2022 г. N 031/06/42-542/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2022