Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "СГЗ РС(Я)" заказчик); Сюльский С.С. (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский центр снабжения" (далее ООО "ЮУРЦС", заявитель): Зонов С.В. (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): Гуляев Н.Н. (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский медицинский информационно-аналитический центр" (далее также - ГБУ РС(Я) "ЯРМИАЦ" заинтересованное лицо); Ноев Н.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "ЮУРЦС" на действия (бездействие) заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку насоса шприцевого в целях оснащения объекта: "Больничный комплекс на 73 койки в г. Вилюйске (1 очередь - общий блок, хирургическое отделение на 26 коек)" (извещение N 0816500000622014690), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЮУРЦС" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "ЮУРЦС" следует, что установленные заказчиком параметры в документации о закупке, приводят к ограничению количества участников закупки.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
13.09.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0816500000622014690 на поставку насоса шприцевого в целях оснащения объекта: "Больничный комплекс на 73 койки в г. Вилюйске (1 очередь - общий блок, хирургическое отделение на 26 коек).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 939 300,00 рублей.
На участие в закупке подана 1 (одна) заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "ЮУРЦС" обоснованной на основании следующего:
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункста 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка насоса шприцевого в целях оснащения объекта: "Больничный комплекс на 73 койки в г. Вилюйске (1 очередь - общий блок, хирургическое отделение на 26 коек)".
Комиссия установила, что показатели и их значения, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям, установлены в приложении N 1 "Описание обьекта закупки".
В Приложении N 1 к Описанию объекта закупки установлены функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара) "Насос шприцевой".
В своей жалобе Заявитель указал, что описание объекта закупки сформулировано таким образом, что в рамках данной закупки только товар единственного производителя Компании ""DIXION", удовлетворяет заявленным требованиям,а именно по следующим позициям "Описания обьекта закупки":
Согласно п.4.5 ГОСТ Р 55719-2013 основные требования, включаемые в ТЗ. ТЗ должно быть подробным, детальным и давать однозначное представление о потребности Заказчика в ВМО. В то же время ТЗ не должно являться точной копией описания технических характеристик конкретного типа (модели) ВМО.
Согласно п.5.2.4 ГОСТ Р 55719-2013 технические требования должны быть составлены таким образом, чтобы обеспечить максимально широкую конкуренцию среди Исполнителей и, в то же время, дать четкое представление о соответствии ВМО критериям безопасности и качества исполнения, о материалах и эксплуатационных характеристиках закупаемого ВМО, о транспортировке, упаковке и условиях его хранения.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что представитель Заказчика не представил документов, подтверждающих наличие на рынке иных производителей, соответствующих всей совокупности установленных Заказчиком в технической части аукционной документации требований к товару. Также пояснения Заказчика не содержат обоснований, подтверждающих объективную потребность указанных характеристик.
На основании вышеизложенного Комиссия считает, что данные действия Заказчика приводят к ограничению круга потенциальных участников, поскольку такое описание объекта закупки соответствует продукции конкретного производителя.
Дополнительно Комиссия отмечает, что данная позиция подтверждается различной правоприменительной практикой а именно п. 2 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017): "Включение заказчиком в документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе".
Кроме того согласно Протоколу подведению итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.08.2022 NИЭА1, на участие в закупке подана 1 (одна) заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Для объективного рассмотрения дела Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок участников закупки.
Из представленных оператором документов и сведений следует, что единственным участником закупки ООО "Сахамедсервис" также предложен товар производителя Компании ""DIXION":
Следовательно, совокупность данных обстоятельств приводит к нарушению требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу что заказчиком нарушены установленные параметры в документации о закупке, приводящие к ограничению количества участников закупки.
Жалоба ООО "ЮУРЦС" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ЮУРЦС" на действия (бездействие) заказчика ГКУ "СГЗ" РС(Я)" при проведении электронного аукциона на поставку насоса шприцевого в целях оснащения объекта: "Больничный комплекс на 73 койки в г. Вилюйске (1 очередь - общий блок, хирургическое отделение на 26 коек) (извещение N 0816500000622014690) обоснованной.
2. Признать заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 сентября 2022 г. N 014/06/49-1397/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2022