Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствии:
заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (далее - ГУП "ЖКХ РС(Я)", заказчик): Птицына В.П; Александров Н.Г. (представители по доверенности);
уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): Стручкова А.Д. (представитель по доверенности);
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Эко-Спектрум" (далее - ООО "Эко-Спектрум", заявитель): Поленок Е.И; Пестерникова М.В. (представители по доверенности);
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ПРОДВИЖЕНИЕ" (далее - ООО "ПРОДВИЖЕНИЕ" заинтересованное лицо): Федорычева Т.Ю; Николаева Л.И. (представители по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Эко-Спектрум" на действия (бездействие) аукционной комиссии уполномоченного учреждения ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)" при проведении электронного аукциона на поставку мобильной установки для термической утилизации отходов (инсинератор) (Среднеколымский филиал "ГУП ЖКХ РС(Я)") (извещение N 0816500000622014178), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Эко-Спектрум" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "Эко-Спектрум" следует, что обжалуются действия комиссии по осуществлению закупок на поставку товаров, в части рассмотрения заявок на участие в закупке.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
02.09.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0816500000622014178 на поставку мобильной установки для термической утилизации отходов (инсинератор) (Среднеколымский филиал "ГУП ЖКХ РС(Я)".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 621 333,33 рублей.
На участие в закупке подано 5 заявок (из них соответствует требованиям: 3; отклонено: 2).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Эко-Спектрум" необоснованной на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным подпункта 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и п.3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с документами, подтверждающими соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Приложением N 3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Инструкция по заполнению заявки участниками закупки" установлено следующее: - подпункт 3 пункт 1.2.2 подраздела 1.2 "Требование к составу заявки установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке в части предложения участника закупки в отношении объекта закупки должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром; - пункт 3.2.11 подраздела 3.2 "Порядок заполнения предложения участника закупки в отношении объекта закупки" установлено, что в случае установления в пункте 3.1 части 4 информационной карты к извещению требования к представлению документа, подтверждающего соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1.2.2 подраздела 1.2 раздела 1 настоящего приложения участник закупки должен представить документ на предлагаемый товар, работу или услугу. При несоблюдении данного требования заявка такого участника закупки ОТКЛОНЯЕТСЯ как несоответствие документа требованиям, предусмотренным настоящим пунктом. - подпункт 1 пункт 1.2.2 приложения N3 к извещению установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке в части предложения участника закупки в отношении объекта закупки должна содержать с учетом положений пункта 1.2.3 подраздела 1.2 характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). - пункт 3.2.2 приложения N3 к извещению установлено, что предложение участника закупки в отношении товара в соответствии с Инструкцией должно соответствовать требованиям к такому товару, установленным в описании объекта закупки. При представлении значений показателя характеристики товара не обязательно указывать конкретные значения, можно просто полностью скопировать описание объекта закупки, что будет соответствовать требованиям извещения. Если участник закупки все-таки решит указать конкретные значения показателей товара, то они должны указываться внутри минимального и максимального пределов значений, либо выбрать из имеющихся значений и т.п., установленных заказчиком в описании объекта закупки, т.е. должно соответствовать внутри показателей, которые требует заказчик. - пункт 3.2.3 приложения N3 к извещению установлено, что если участник закупки в своей заявке представит предложение в отношении объекта закупки в части характеристик товара в нарушение положений пункта 3.2.2 подраздела 3.2. или не представит характеристику (в том числе значение его показателя) предлагаемого товара по одному из характеристик (показателей) товара, указанных в описании объекта закупки, комиссия признает такую заявку участника закупки, не соответствующей требованиям извещения. В пункте 3.1 части 4 информационной карты к извещению установлено следующее:
3.1. |
Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к товару, работе, услуге и перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги установленным требованиям |
Положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня (выданное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) - согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральному закону от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе") либо его копия |
Для объективного рассмотрения дела Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок участников закупки. Из представленных оператором документов и сведений следует, что участник закупки ООО "Экосфера" соответствует требованиям закупки. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика исполнителя) от 14.09.2022 N 0816500000622014178 победителем электронного аукциона признана заявка ООО "Экосфера". ООО "Экосфера" в составе заявки представило копию положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации "Проект технической документации установок (комплексов) термического обезвреживания отходов серии "BRENER", утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.08.2020 N936. Срок действия заключения - 5 лет. Следовательно, при наличии положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы комиссия по осуществлению закупок правомерно признала заявку ООО "Экосфера" соответствующей требованиям извещения. Вместе с тем, требования о проверке наличия определенных кодов ФККО в заключении государственной экологической экспертизы заказчиком в извещении не установлено. Таким образом, действия аукционной комиссии по осуществлению закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд заказчиков Республики Саха (Якутия) правомерны в части рассмотрения заявок на участие в закупке Жалоба ООО "Эко-Спектрум" признана необоснованной. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования). В пункте 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе. В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Согласно пункту 5 статьи 11 Закона об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты. В письме от 13.05.2011 N 05-12-44/7250 Минприроды России указано, что по их мнению, к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии. Проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду являются объектами государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона об экологической экспертизе. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона об экологической экспертизе государственной экологической экспертизе подлежат также объекты, указанные в данной статье в случае внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы. Таким образом, применяемая на закупаемом оборудовании (инсинераторе) технология обезвреживания отходов должная пройти государственную экологическую экспертизу для подтверждения безопасности ее использования для окружающей среды. Таким образом, новым веществом, который придается этому понятию статьей 11 Закона N174-ФЗ, является мобильная установка для термической утилизации отходов(инсинератор). Следовательно, Техническая документация (Государственная экологическая экспертиза), которая является неотъемлемой частью для эксплуатации оборудования, а в частности и само оборудование, в обязательном порядке должно содержать формулировку ГЭЭ на проект технической документации по термическому обезвреживанию и утилизации отходов, а также экспертиза должна содержать перечень отходов, согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее ФККО) Приложение N1 к ООЗ. Согласно пункту 1.31 Описание объекта закупки, действующее положительное заключение ГЭЭ на проект технической документации по термическому обезвреживанию и утилизации отходов должен быть со сроком не менее 2-х лет. Приложением N 3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Инструкция по заполнению заявки участниками закупки" установлено следующее: - пп. 3 п. 1.2.2 подраздела 1.2 "Требование к составу заявки установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке в части предложения участника закупки в отношении объекта закупки должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром"; - п. 3.2.11 подраздела 3.2 "Порядок заполнения предложения участника закупки в отношении объекта закупки" установлено, что в случае установления в пункте 3.1 части 4 информационной карты к извещению требования к представлению документа, подтверждающего соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1.2.2 подраздела 1.2 раздела 1 настоящего приложения участник закупки должен представить документ на предлагаемый товар, работу или услугу. При несоблюдении данного требования заявка такого участника закупки ОТКЛОНЯЕТСЯ как несоответствие документа требованиям, предусмотренным настоящим пунктом. В п. 3.1 ч. 4 информационной карты к извещению установлено следующее:
3.1 |
Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к товару, работе, услуге и перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги установленным требованиям |
Положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня (выданное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) - согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральному закону от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе") либо его копия |
Вместе с тем, заказчиком в извещении о проведении закупки не установлено требование участнику закупки об Обязательном наличии отходов в ГЭЭ содержащая перечень отходов, согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее ФККО). Резюмируя вышеизложенное, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик не установил требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, согласно Федерального классификационного каталога отходов (далее ФККО). Таким образом, Комиссия находит в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что носит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Эко-Спектрум" на действия (бездействие) аукционной комиссии уполномоченного учреждения ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)" при проведении электронного аукциона на поставку мобильной установки для термической утилизации отходов (инсинератор) (Среднеколымский филиал "ГУП ЖКХ РС(Я)") (извещение N 0816500000622014178) необоснованной.
2. Признать заказчика ГУП "ЖКХ РС(Я)" при проведении при проведении электронного аукциона на поставку мобильной установки для термической утилизации отходов (инсинератор) (Среднеколымский филиал "ГУП ЖКХ РС(Я)") (извещение N 0816500000622014178) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.