Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
по средствам использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции",
в отсутствие представителя ГБУ ЛО "Центр "Молодежный" (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением NИМ/1243/33 от 21.09.2022,
в отсутствие представителя ИП Матвеева Наталья Викторовна (далее - Участник, Предприниматель, Исполнитель, Поставщик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением NИМ/1243/33 от 21.09.2022,
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика (вх. N 2435-ИП/22 от 21.09.2022), о включении сведений об ИП Матвеева Наталья Викторовна в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения электронного аукциона между Заказчиком и Участником 22.06.2022 был заключен контракт N 0345200015722000032 на поставу мебели для нужд ГБУ ЛО "Центр "Молодежный" (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 737 160,00 рублей (при НМЦК 855 900,00 рублей).
Из обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 05.09.2022 (далее - решение), Контракт считается расторгнутым.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте указанной в ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе), что было предусмотрено п. 10.1. Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС ознакомившись с Контрактом выявила, что в соответствии с п. 1.1. 1.1. Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно или с привлечением соисполнителей Заказчику товар по наименованиям, в количестве, ассортименте и качестве согласно Спецификации (Приложение N 1) (далее - "товар") в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется обеспечить его оплату. Поставка включает в себя доставку, погрузочно-разгрузочные работы, расстановку в месте эксплуатации, указанном заказчиком, сборку, , ввод в эксплуатацию, вывоз упаковочного материала и иного мусора, образовавшегося в ходе поставки, обучение персонала работе с оборудованием.
Согласно п. 4.1. Контракта Поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты заключения Контракта. Адреса поставки:
Российская Федерация, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Достоевского, д. 2.
Российская Федерация, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Кошкино, здание 1.
Поставщик обязан поставить Товар в рабочее время Заказчика понедельник-пятница с 09:00 до 17:00 (московское время).
Адрес доставки Поставщик согласовывает с Заказчиком до отгрузки Товара.
Пунктом 12.1. установлено, что 12.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до "31" декабря 2022 года (включительно), а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты неустойки) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Согласно Спецификации Заказчику необходим Товар:
N п/п |
Наименование товара (включая ассортимент и комплектацию товара), наименование страны происхождения товара |
Ед. изм. |
Цена единицы (с учетом НДС), в руб. |
Количество |
Сумма (с учетом НДС), в руб. |
1 |
Стеллаж открытый |
ШТ |
7665,57 |
5 |
38327,85 |
2 |
Стеллаж открытый |
ШТ |
7638,90 |
2 |
15277,80 |
3 |
Стол |
ШТ |
8613,00 |
22 |
189486,00 |
4 |
Тумба для оргтехники |
ШТ |
6890,40 |
8 |
55123,20 |
5 |
Кресло руководителя |
ШТ |
12946,17 |
1 |
12946,17 |
6 |
Стул |
ШТ |
4306,50 |
22 |
94743,00 |
7 |
Стол |
ШТ |
12919,50 |
8 |
103356,00 |
8 |
Стул |
ШТ |
5167,80 |
8 |
41342,40 |
9 |
Стул |
ШТ |
3272,94 |
57 |
186557,58 |
|
ИТОГО 737160,00 |
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС усматривает, что стороны изначально знали о всех объемах, сроках, количестве и качеству предъявляемым к поставке товара, которая должна соответствовать требованиям установленным действующим Контрактом и приложений к нему.
Из материалов дела следует, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контрактов было принято 05.09.2022 в связи с тем, что Участник поставку товара вообще не осуществил.
Из материалов дела следует, что Контракт заключен 22.06.2021.
По окончанию срока поставки Товара (20.07.2022)
12.08.2022 Заказчик направил Участнику письмо Претензию о том, что товар не приведен, при этом срок по Контракту закончился 20.07.2022, а Исполнителю следует незамедлительно приступить к исполнению своих обязательств.
Из материалов дела следует, что ответа на вышеуказанное письмо от Участника не поступало.
Поскольку товар не был привезен, Исполнитель не реагировал на претензию, Заказчик 05.09.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Также из текста обращения Заказчика следует, что в установленный срок, Участник не устранил причины принятия одностороннего отказа, товар так и не поставлен, Исполнитель не реагирует ни на телефонные звонки, ни на письма, действия (бездействия) Исполнителя создают угрозу нормального функционирования Заказчика, нуждающегося в новой мебели.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком, размешено на официальном сайте в единой информационной системе.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника, а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту товар должен поставляться в соответствии с согласованной и утвержденной Спецификацией.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Весь объем и сроки поставки товара были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности Участника.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что гражданско-правовые отношения Участника с другими лицами (завод-производитель, субподрядчиками и т.д.) не должны оказывать влияние на обязательства Исполнителя в рамках заключенного Контракта с государственным органом при расходовании бюджетных средств и не является основанием для неисполнения обязательств.
Заказчик предоставлял дополнительный срок для исполнения обязательств, однако Участник ни на претензию не реагировал, при принятии решения об одностороннем отказе также не связывался с Заказчиком.
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что товар вообще не привезен Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в мебели, нанесен значительный ущерб, выраженный в создании угрозы нормального функционирования, поскольку необходима центру после его открытия, кроме того Заказчику необходимо формировать новую электронную процедуру, новых согласований как по выделению бюджетных средств, так и по выполнению утвержденного плана-графика.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на наличие оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Включить сведения об ИП Матвеева Наталья Викторовна в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 сентября 2022 г. N 047/06/104-2850/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2022