Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 22 сентября 2022 г. N "047/06/42-2824/2022
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2219-ИП/22 от 15.09.2022) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку аппаратов рентгеновских стационарных для рентгенографии цифровых.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 164 890 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Кроме того, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно второму доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащих требований к составу заявки на участие в закупке.
Так, Заявитель обращает внимание Комиссии на то, что в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению указано, что "исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ (при наличии таких требований), содержится в извещении об осуществлении закупки. При этом в извещении об осуществлении закупки к участникам предъявляются требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, включающей в себя, в том числе, пункт 1, о котором говорится в документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению". По мнению Заявителя, формулировка, касающаяся требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и указанная Заказчиком, вводит в заблуждение участников закупки и является излишней.
Комиссия установила, что требованиями к составу заявки, определенными Заказчиком, предусмотрены следующие положения:
"Для участия в закупке заявка на участие в закупке должна содержать:
1. информацию и документы об участнике закупки:
- предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ; подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закон N44-ФЗ, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ: исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям (при наличии таких требований), содержится в извещении об осуществлении закупки.
Такие информация и документы не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой и из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
- предусмотренные подпунктами "м", "о", "п" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ;
- исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ (при наличии таких требований), содержится в извещении об осуществлении закупки".
Комиссия, рассмотрев положения извещения об осуществлении закупки, позицию Заказчика, указанный довод жалобы, приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования к составу заявки, предусмотренные Заказчиком, не противоречат положениям статьи 42 Закона о контрактной системе, так как Заказчиком везде указано "при наличии таких требований".
Согласно первому доводу жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком неправомерно установлено требование к году производства требуемого оборудования. По мнению Заявителя, требование Заказчика о необходимости поставки оборудования, год выпуска которого соответствует 2022 году, является ограничивающим общее количество участников закупки.
Комиссией установлено, что извещением об осуществлении закупки содержит проект контракта. Так, проектом контракта предусмотрено, что поставка оборудования осуществляется в 2023 году - по заявкам Получателей, которые должны быть направлены Получателями Поставщику не позднее 16.01.2023, с 01.01.2023 до 30.01.2023, в 2024 году - по заявкам Получателей, которые должны быть направлены Получателями Поставщику не позднее 16.01.2024, с 01.01.2024 до 30.01.2024. Фактической датой поставки считается дата, указанная в документе о приемке, сформированном с использованием единой информационной системы.
Таким образом, Заказчик установил срок производства товара в соответствии со своей потребностью в высокотехнологичном новейшем оборудовании. В связи с тем, что поставка будет произведена в 2023 году, Комиссия не находит данное требование Заказчика необоснованным.
Таким образом, Комиссия не находит данный довод заявителя жалобы обоснованным.
Согласно третьему доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления требования Заказчика об осуществлении гарантийного ремонта и сервисного обслуживания авторизованным компанией-производителем сервисным центром с сертифицированными инженерами поставляемого оборудования. По мнению Заявителя, такое требование является ограничивающим конкуренцию.
Комиссия установила, что проектом контракта предусмотрено положение (пункт 8.6):
"Поставщик обеспечивает гарантийный ремонт и сервисное обслуживание авторизованным компанией-производителем сервисным центром с сертифицированными инженерами".
В обоснование установления такого требования представителем Заказчика было пояснено, что авторизованный сервисный центр - это уполномоченное производителем на ремонт техники предприятие, заключившее договор с изготовителем или его представительством в России, уполномоченное осуществлять гарантийный и послегарантийный ремонт и техническое обслуживание, подключение продукции. Уполномоченная организация, непосредственно осуществляющая гарантийный ремонт, сама не устанавливает условий гарантии и не определяет статуса ремонта, а действует в рамках договора с заводом-изготовителем. Основной деятельностью авторизованного сервисного центра является ремонт техники в соответствии с требованиями и стандартами определенного производителя.
Таким образом, производители уполномочивают сервисные центры на выполнение работ с целью создания благоприятных условий для покупателей продукции.
В связи с чем, Комиссия также обращает внимание, что проектом контракта предусмотрена возможность выполнения услуг как поставщиком лично, так и с привлечением соисполнителей (пункт 7.1 проекта контракта). Такое положение подразумевает, что потенциальный участник закупки может привлечь соисполнителей для осуществления гарантийного ремонта и сервисного обслуживания авторизованной компанией-производителем сервисным центром с сертифицированными инженерами.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение проекта контракта не противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе. Заказчик вправе рассчитывать на ремонт закупаемого оборудования квалифицированными специалистами, либо организацией, имеющей действующую лицензию на производство и техническое обслуживание медицинской техники. При этом в описании объекта закупки не установлены требования к квалификации участника закупки, включая наличия опыта работы и иные требования, запрещенные частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно четвертому доводу жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия не рассматривает указанный довод Заявителя, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС России не уполномочена рассматривать способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СМТ Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.