Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2374- ИП/22 от 19.09.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту уличного освещения на территории МО "Подпорожское городское поселение".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявок участников электронного аукциона.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно первому доводу жалобы, Заявитель считает, что извещение об осуществлении закупки содержит противоречивые сведения.
Обоснованность первого довода жалобы Заявителя подтверждается материалами дела, а именно:
Согласно извещению Заказчиком установлено 3 вида поставляемых светильников, цены на которые разнятся:
Согласно Приложению N 1 к описанию объекта закупки Заказчиком установлено 2 вида: "Светильник светодиодный Тип 1", "Светильник светодиодный Тип 2":
Приложение N1 | ||||||||||
Nп/п |
Наименование товара |
N показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Требования к значениям показателя товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или показатели эквивалентности товара, товара в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. |
Единица измерения |
Количество |
||||
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя |
Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений |
Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений |
Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться |
|||||||
Нижняя граница диапазона |
Верхняя граница диапазона |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Светильник светодиодный Тип 1
|
1 |
Материал корпуса светильника |
Х |
Х |
Х |
Х |
Алюминий |
Штука |
15 |
2 |
Мощность, Вт |
Не менее 90 Не более 100 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
3 |
Световой поток, ЛМ |
Не менее 11700 Не более 15700 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
4 |
Класс защиты от электрического тока |
Х |
Х |
Не ниже I |
Х |
Х |
||||
5 |
Высота светильника, мм |
Не менее 50 Не более 100 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
6 |
Длина светильника, мм |
Не менее 500 Не более 600 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
7 |
Коэффициент пульсаций, % |
Не более 1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
8 |
Материал рассеивателя |
Х |
Х |
Х |
Х |
Акриловый полимер |
||||
9 |
Световая отдача, Лм/Вт |
Не менее 130 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
10 |
Ширина светильника, мм |
Не менее 80 Не более 150 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
11 |
Коррелированная цветовая температура, max, К |
Не более 5700 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
12 |
Коррелированная цветовая температура, min, К |
Не менее 4500 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
13 |
Первая характеристическая цифра обозначения степени защиты, |
Не менее 6 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
14 |
Вторая характеристическая цифра обозначения степени защиты, |
Не менее 5 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
15 |
Вес нетто, кг |
Не менее 2 Не более 4 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
16 |
Индекс цветопередачи,Ra (CRI) |
Не менее 80 Не более 90 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
|
|
17 |
Тип кривой силы света |
Х |
Х |
Х |
Х |
Широкая (Ш) |
|
|
Nп/п |
Наименование товара |
N показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Требования к значениям показателя товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или показатели эквивалентности товара, товара в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. |
Единица измерения |
Количество |
||||
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя |
Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений |
Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений |
Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться |
|||||||
Нижняя граница диапазона |
Верхняя граница диапазона |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Светильник светодиодный Тип 2
|
1 |
Материал корпуса светильника |
Х |
Х |
Х |
Х |
Алюминий |
Штука |
2 |
2 |
Мощность, Вт |
Не менее 145 Не более 150 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
3 |
Световой поток, ЛМ |
Не менее 23400 Не более 24670 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
4 |
Класс защиты от электрического тока |
Х |
Х |
Не ниже I |
Х |
Х |
||||
5 |
Высота светильника, мм |
Не менее 50 Не более 90 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
6 |
Длина светильника, мм |
Не менее 600 Не более 780 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
7 |
Коэффициент пульсаций, % |
Не более 1 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
8 |
эффективность светильника,Лм/Вт |
Не менее 160 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
9 |
Ширина светильника, мм |
Не менее 80 Не более 150 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
10 |
Коррелированная цветовая температура, max, К |
Не более 5700 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
11 |
Коррелированная цветовая температура, min, К |
Не менее 4500 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
12 |
Первая характеристическая цифра обозначения степени защиты, |
Не менее 6 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
13 |
Вторая характеристическая цифра обозначения степени защиты, |
Не менее 5 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
14 |
Вес нетто, кг |
Не менее 2 Не более 7.5 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
15 |
Индекс цветопередачи,Ra (CRI) |
Не менее 80 Не более 90 |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
|
|
16 |
Тип кривой силы света |
Х |
Х |
Х |
Х |
Широкая (Ш) |
|
|
Так, Комиссия установила, что согласно извещению осуществляется закупка трех видов светильников, при этом Заказчиком в Приложении N1 к описанию объекта закупки установлены требования к двум типам светильников.
Таким образом, в извещении и приложении N1 к описанию объекта закупки содержатся противоречия в части наименования, количества и характеристик поставляемого товара.
Во втором доводе жалобы Заявитель обращает внимание Комиссии на положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащей начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия не рассматривает указанный довод Заявителя, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС России не уполномочена рассматривать способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно третьему доводу Заявитель обращает внимание Комиссии на следующие положения инструкции по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме (далее - Инструкция):
- "Если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, характеристик или параметров товара, с использованием слов "или", "либо" и/или символом "\", с применением словосочетаний должен (-на) (-но) (-ны) быть или без таковых - участники должны выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику, кроме случаев, когда в таблице "Наименование параметра (показателя) товара" перечисленным через символ "\" характеристикам предшествует двоеточие; в таком случае заказчику необходимы все перечисленные через точку с запятой характеристики и участником в заявке они должны быть приведены все без исключения.
- Если Заказчиком использованы знаки ">" или "<" или "" или слова "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "меньше", "больше" в отношении размеров, указанных в виде Х*Y (Х*Y*Z), то участнику следует учитывать, что требование установлено в отношении каждого цифрового значения. Данное правило не распространяется на случай, когда в таблице "Наименование параметра (показателя) товара" при описании размеров товара, указанных в виде Х*У (Х*У*Z), в конце предложения стоит двоеточие - в таких случаях указанные знаки распространяются только на ближайшее к ним значение".
Однако Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что в извещении отсутствует таблица "Наименование параметра (показателя) товара".
Также Заявитель обращает внимание Комиссии на следующее положение Инструкции: "Требования к товарам, установленные в Таблицах N4, N8, в отношении которых единовременно установлены максимальные и минимальные показатели, участники должны указать нижнюю и верхнюю границу показателей, т.е. указать два значения, согласно правилам, установленных для диапазонных значений".
Комиссия установила, что Приложение N1 к описанию объекта закупки содержит только две таблицы по 1 на каждый из двух товаров и не содержит таблиц N4 или N 8.
Кроме того, Комиссия установила, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе в части установления неиспользуемых положений инструкции.
Согласно Инструкции Заказчиком установлено:
"В составе установленных Заказчиком требований могут быть использованы следующие знаки и обозначения, устанавливающие максимальные и (или) минимальные значения показателей:
Под показателями, для которых установлены максимальные значения, Заказчиком установлены такие показатели, для которых необходимо указать конкретное значение показателя товара, которое должно быть указано в сторону, уменьшения значения показателя и/или могут быть идентичны значениям:
" X", "не выше Х", "должен (-на) (-но) (-ны) быть
X", "не более", "не больше Х", "не должен (-на) (-но) (-ны) быть > X", "должен (-на) (-но) (-ны) быть не выше X", "должен (-на) (-но) (-ны) быть не больше X" участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть меньше или равно установленному значению, без использования слов должен (-на) (-но) (-ны) быть и указания сведений относительно максимальности его значения;
"< X", "до X", "ниже Х", "должен (-на) (-но) (-ны) быть < X", "меньше Х", "должен (-на) (-но) (-ны) быть ниже X", "менее Х", "должен (-на) (-но) (-ны) быть меньше X" участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть меньше установленного значения, без использования слов должен (-на) (-но) (-ны) быть и указания сведений относительно максимальности его значения.
Под показателями, для которых установлены минимальные значения, Заказчиком установлены такие показатели, для которых необходимо указать конкретное значение показателя товара, которое должно быть указано в сторону, увеличения значения показателя или/и могут быть идентичны значениям:
"должен (-на) (-но) (-ны) быть не меньше X", "должен (-на) (-но) (-ны) быть X", "не менее Х", "
X", "не должен (-на) (-но) (-ны) быть ниже X", "должен (-на) (-но) (-ны) быть не ниже X", "не меньше Х" участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть больше или равно установленному значению, без использования слов должен (-на) (-но) (-ны) быть и указания сведений относительно минимальности его значения;
"больше Х", "должен (-на) (-но) (-ны) быть выше X", "должен (-на) (-но) (-ны) быть > X", "более", "должен (-на) (-но) (-ны) быть больше X", "должен (-на) (-но) (-ны) быть от X", "от X", "> X", "выше Х" участники должны указать конкретное значение показателя, которое должно быть больше установленного значения, без использования слов должен (-на) (-но) (-ны) быть и указания сведений относительно минимальности его значения".
Комиссия установила, что указанные положения Инструкции (" X", "не выше Х", "< X", "до X", "ниже Х" и пр.) не применялось при описании требований к поставляемым товарам.
Из указанного следует, что данные положения Инструкции не подлежат включению в инструкцию по заполнению заявки. Такая Инструкция вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, и увеличивает объем текста инструкции, что приводит фактически к затруднению заполнения заявки.
Исходя из вышеизложенного, такая инструкция по заполнению заявки участников является ненадлежащей и составленной в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно четвертому доводу, заявитель считает, что требование к значению показателя характеристика товара установлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Так в графе "Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений" для товаров "Светильник светодиодный Тип 1" и "Светильник светодиодный Тип 2" указано следующее:
Класс защиты от электрического тока
Установлено требование:
Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений
Нижняя граница диапазона
Не ниже I
Заявитель считает, что показатель "Класс защиты от электрического тока" не может иметь диапазонное значение.
Заявителем не приложено в материалы дела доказательств того, что показатель "Класс защиты от электрического тока" не может иметь диапазонное значение. Таким образом, Комиссия не имеет достаточных оснований для признания в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно пятому доводу, Заявитель обращает внимание Комиссии на то, что проект контракта не содержит обязательных положений, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
В соответствии с пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия установила, что размещенный проект контракта не содержит информацию, предусмотренную пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, следовательно в действиях Заказчика усматривается нарушение пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ресурс Прогресс" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 3, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о проведении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.