Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии: членов Комиссии:, рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 и в результате проведения в соответствии со статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверки в отношении жалобы индивидуального предпринимателя Иванова Александра Тимофеевича (далее - ИП Иванов А.Т., Заявитель) на действия Заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара" (далее - МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара", Заказчик) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: Поставка сервера базы данных для нужд Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (Извещение N 0384300004222000082) с начальной (максимальной) ценой контракта1574843.00 рублей, в присутствии представителя Заказчика действовавшего на основании доверенности, в отсутствии представителей Заявителя (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Из жалобы Заявителя (вх. N 2332) следует, что Заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования Закона о контрактной системе, в части установления характеристик из каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) и установления дополнительных характеристик товара, не предусмотренных Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заказчиком представлены запрошенные документы и письменные пояснения (возражения) по существу жалобы. В соответствии представленным в порядке части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
На основании части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Письменных документов, обосновывающих доводы жалобы, Заявителем в материалы дела не представлены.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, а также представленные документы, связанные с правовым анализом обстоятельств закупки, находятся в следующей взаимосвязи с нормами Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N145), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно подпункту "б" п. 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ "О контрактной системе", которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616), при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, в случае если при проведении закупки установлено в соответствии с Постановлением Правительства N 616 запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, то описание объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ. При этом возможность установления дополнительных характеристик в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 145 в указанном случае не допускается.
Согласно Извещению объектом закупки является поставка серверного оборудования (код КТРУ 26.20.14.000-00000189).
Комиссией контрольного органа при изучении Извещения установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки перечислены характеристики в соответствии с применененным кодом КТРУ 26.20.14.000-00000189. Кроме того, в данной закупке установлены: запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 616 и запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В рассматриваемом случае предметом закупки является сервер с предустановленной системой мониторинга и управления, являющейся программным обеспечением, без которого использование серверного оборудования невозможно в рамках исполнения функций, возложенных на Заказчика. Закупаемые товары являются технологически и функционально связанными между собой (пункт 3 Обзора судебной практики, угвержденного Президиумом ВС РФ 2S.Oб.20l7) и должны рассматриваться как единый комплекс (как сложная вещь), с соблюдением требований статьи l34 Гражданского кодекса Российской Федерации. Система мониторинга и управления задействована в едином технологическом процессе, объединена неразрывной технологической связью с серверным оборудованием, следовательно, является составной частью "сложной вещи", что позволяет произвести такую закупку в рамках одного лота.
Следовательно, Заказчик не установил дополнительные технические (функциональные) характеристики товара, непредусмотренные позицией КТРУ. Требования о наличии предустановленных программных средств не относятся к требованиям о предоставлении характеристик в отношении сервера, а установлено в условиях поставки, которые КТРУ не регламентируются.
Кроме того, в представленном письменном мнении Заказчик пояснил, что "в отношении указанных требований к предустановленным на поставляемый сервер программным средствам согласно электронному документy "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения о Закупке у участников закупки отсутствует обязанность в предоставлении каких-либо показателей в своих заявках".
С учетом вышеизложенного, Комиссия Ненецкого УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями, при соблюдении требования Закона о контрактной системе. Произвольного отступления Заказчиком от требований каталога товаров, работ, услуг не установлено.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки. При этом, в отношении разъяснения положений извещения, внесения изменений в извещение, запросы не направлялись.
Помимо прочего, согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 22.09.2022 NЦПА1 на участие в закупке ценовые предложения поступили от 2 участников, участник закупки под идентификационным номером 112650772 с предложением цены контракта 1 338 616,40 рублей.
Кроме того, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Комиссия контрольного органа считает необходимым отметить, что индивидуальный предприниматель Иванов Александр Тимофеевич заявку на участие в торгах не подавал.
В пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020, разъяснено, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд при обеспечении экономности и результативности соответствующих бюджетных ассигнований.
Нарушение действующего законодательства, выявленные по жалобам участников закупки не имеющих реальных намерений участвовать в торгах, не может повлечь нарушение их прав (Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2021 N 308-ЭС21-7897 по делу N А61-1194/2020).
Следовательно, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона при описании объекта Закупки в ходе заседания Комиссии своего подтверждения не нашли.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
Жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Александра Тимофеевича на действия Заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара" при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: Поставка сервера базы данных для нужд Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (Извещение N 0384300004222000082) признать необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 27 сентября 2022 г. N 083/06/106-31/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2022