Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Апгрейт" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Войсковая часть 52583" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку видеоэндоскопической системы для гастроколоноскопии (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100059622000143) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) ненадлежащим образом сформировавшего описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона (далее - Описание объекта закупки);
2) ненадлежащим образом разъяснившего положения извещения о проведении Аукциона.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение размещено в ЕИС - 12.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) максимальное значение цены контракта - 37 924 800 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 30403099890092019212;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.09.2022;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 27.09.2022;
8) предложения о цене контракта поданы 2 участниками закупки;
9) по результатам рассмотрения заявок, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "Мед интрейд" с минимальным предложением о цене контракта в размере 36 976 680 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
1.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлены в Описании объекта закупки требования к характеристикам видеоэндоскопической системы для гастроколоноскопии (далее - Оборудование), совокупность которых соответствует товару единственного производителя Олимпас Медикал Системс Корп.
Заказчиком в описании объекта закупки приложения N 1 к извещению о проведении Аукциона установлены, в том числе следующие требования к характеристикам Оборудования, а именно: "Колпачок для настройки баланса белого в комплекте", "Держатель колпачка для настройки баланса белого в комплекте".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные требования к характеристикам Оборудования установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также вышеуказанные требования установлены в целях обеспечения совместимости с имеющимся у Заказчика оборудованием видеоколоноскопом 150 серии Olympus (Япония), инвентарный номер 11013404376723, что также установлено в Описании объекта закупки.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
1.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Описании объекта закупки установлены излишние требования к характеристикам Оборудования, а именно: "Запоминающее USB-устройство в комплекте", "Фиксаторы ножек в комплекте", "Встроенная помпа мембранного типа" и др.
На заседании Комиссии установлено, что в Описании объекта закупки установлены вышеуказанные характеристики.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные характеристики установлены в соответствии с потребностью Заказчика и обусловлены необходимостью оптимальной эндоскопической визуализации. При этом соответствующее обоснование содержится в Описании объекта закупки.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
1.3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Описании объекта закупки установлены излишние требования к количеству закупаемых компонентов Оборудования.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка Оборудования, характеристики которого предусмотрены позицией Каталога 26.60.12.119-00000374.
Вместе с тем в соответствии с Описанием объекта закупки к Оборудованию установлены следующие характеристики, а именно: "Видеоинформационный эндоскопический центр - не менее 2 штук", "Стойка медицинская для аппаратуры - не менее 2 штук", "Гастроинтестинальный видеоскоп - не менее 2 штук" и др.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка видеоэндоскопической системы для гастроколоноскопии в количестве 1 комплекта.
Вместе с тем в соответствии с Описанием объекта закупки к Оборудованию установлены следующие характеристики, а именно: "Видеоинформационный эндоскопический центр - не менее 2 штук", "Стойка медицинская для аппаратуры - не менее 2 штук", "Гастроинтестинальный видеоскоп - не менее 2 штук" и др.
Кроме того, соответствующей позицией Каталога для Оборудования предусмотрено в том числе, что все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур, в связи с чем требование о предоставлении в составе заявки количества Оборудования, являющегося составными частями комплекта, необходимого Заказчику, в том числе стойки медицинской для аппаратуры в количестве не менее 2 штук, гастроинтестинального видеоскопа в количестве не менее 2 штук (перечень не является исчерпывающим) не соответствует комплектности, обозначенной в соответствующей позиции Каталога.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требование о предоставлении вышеуказанных характеристик в количестве не менее 2 штук (перечень не является исчерпывающим) при проведении Аукциона на поставку видеоэндоскопической системы для гастроколоноскопии в количестве 1 комплекта не позволяет однозначным образом определить потребность Заказчика и количество поставляемых компонентов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Описании объекта закупки вышеуказанные Требования к характеристикам Оборудования, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подано 2 заявки от участников закупки, выразивших согласие на участие в закупке на условиях извещения о проведении Аукциона и признанных соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком сформировано разъяснение положений извещения о проведении Аукциона, в котором Заказчиком указано, что Аукцион проводится в рамках государственного оборонного заказа, что изменяет суть извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии установлено, что 20.09.2022 в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении Аукционе.
При этом 22.09.2022 Заказчиком сформировано и размещено в ЕИС разъяснение положений извещения о проведении Аукциона, в котором указано, в том числе, что закупка проводится в рамках государственного оборонного заказа.
На заседании Комиссии установлено, что положениями проекта контракта извещения о проведении Аукциона установлено, что государственный контракт заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Также в соответствии с пунктом 2.4.9 проекта контракта извещения о проведении Аукциона исполнитель по государственному контракту обязан обеспечить раздельный учет затрат, связанный с исполнением государственного контракта, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное разъяснение не изменяет суть извещения об осуществлении закупки и соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку поставка Оборудования осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
При этом в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
На заседании Комиссии установлено, что 16.09.2022, 19.09.2022, 20.09.2022 и 23.09.2022 Оператором электронной площадки направлены Заказчику запросы о даче разъяснений положений извещения о проведении Аукциона, что подтверждается сведениями специализированного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор".
Вместе с тем Заказчиком 16.09.2022, 21.09.2022, 22.09.2022 и 26.09.2022 размещены в ЕИС разъяснения положений извещения о проведении Аукциона без указания предмета запросов, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
В соответствии с пунктом 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Пунктом 6.9 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении Аукциона, установлено следующее: "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Головным исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену Контракта".
Таким образом, изучив проект государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении Аукциона, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлена ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствующая редакции Постановления N 1042, действующей на момент публикации извещения о проведении Аукциона.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Апгрейт" обоснованной в части пункта 1.3 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 34, пункта 1 части 2, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 03.10.2022 по делу N 28/06/105-3054/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.