На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ГКУ НСО "УКСис" (далее - Заявитель, Уполномоченный орган), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ НСО "ФИ НСО" (далее - Заказчик), Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на снос объектов капитального строительства: нежилого здания школы-интерната общей площадью 5246,3 кв.м., нежилого здания общей площадью 404,6 кв.м., нежилого здания (гараж) общей площадью 113,5 кв.м., расположенных по адресу - Новосибирская обл., г. Барабинск, ул. Ивана Воронкова, д. 16 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0851200000622005162) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно направившего заявки ИП Власовой М.А. (далее - Участник N 1) и ООО "Юлма-2001" (далее - Участник N 2) Заказчику.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 12.08.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 23 291 220 рублей;
4) источник финансирования - областной бюджет Новосибирской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.08.2022;
6) на участие в Аукционе подано 12 заявок;
7) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 22.08.2022;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника закупки;
9) по результатам рассмотрения заявки 8 участников закупки соответствуют требованиям Извещения и Закону о контрактной системе;
10) Заказчиком с ООО СТК "Газ-Сервис" заключен государственный контракт от 05.09.2022 N 0851200000622005162 (далее - Контракт).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно направившего заявки Участников NN 1, 2 Заказчику.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно Извещению объектом закупки является снос объектов капитального строительства, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 12 раздела 2 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Так, в соответствии с пунктом 1 позиции 12 раздела 2 приложения к Постановлению N 2571 работы по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) требуют наличие у участника закупки опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
При этом согласно абзацу пятому пункта "б" части 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 12 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Так, в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия) установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, на предмет соответствия информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев пятого, седьмого и десятого подпункта "б" пункта 3 Постановлению N 2571.
Подпунктом "б" пункта 5 Правил взаимодействия оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по результатам рассмотрения информации и документов в соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия в срок, установленный частью 13 статьи 24.2 Федерального закона, принимают решение об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в том числе в случае формирования информации и документов с нарушением Правил взаимодействия.
Так, на заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Оператором электронной площадки неправомерно направлена заявка Участника N 1 Заказчику, поскольку договор от 10.08.2021 N 122/21, заключенный между Участником N 1 и ООО "Артстрой", не соответствует требованиям позиции 12 раздела 2 приложения к Постановлению N 2571, а также неправомерно направлена заявка Участника N 2, поскольку договор от 28.05.2019 N 52, заключенный между Участником N 2 и ООО "Артстрой", не соответствует требованиям позиции 12 раздела 2 приложения к Постановлению N 2571, поскольку контракты, представленные Участниками N 1, 2, являются контрактами субподряда, заключенными не в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках, в связи с чем согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.08.2022 N ИЭА1 заявки Участников NN 1, 2 отклонены.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы участников закупки на предмет наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия, а не осуществляет оценку указанных информации и документов участников на предмет соответствия участника закупки требованиям Постановления N 2571, так, в связи с тем, что заявки Участников NN 1, 2 содержат вышеперечисленные договоры, в преамбуле которых указанно, что они заключены в целях обеспечения исполнения контрактов заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, в связи с чем Оператор электронной площадки принял решение о размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 27.06.2022 по делу N П-367/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.