На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ГКУ НСО "УКСис" (далее - Заявитель, Уполномоченный орган), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ НСО "ФИ НСО" (далее - Заказчик), Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на снос объектов капитального строительства: нежилого здания школы-интерната общей площадью 5246,3 кв.м., нежилого здания общей площадью 404,6 кв.м., нежилого здания (гараж) общей площадью 113,5 кв.м., расположенных по адресу - Новосибирская обл., г. Барабинск, ул. Ивана Воронкова, д. 16 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0851200000622005162) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно допустившего заявку ООО "Энергия" (далее - Участник) к участию в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии согласился с доводом обращения Заявителя.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.08.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 23 291 220 рублей;
4) источник финансирования - областной бюджет Новосибирской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.08.2022;
6) на участие в Аукционе подано 12 заявок;
7) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 22.08.2022
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника закупки;
9) по результатам рассмотрения заявок 8 участников закупки соответствуют требованиям Извещения и Закону о контрактной системе;
10) Заказчиком с ООО СТК "Газ-Сервис" заключен государственный контракт от 05.09.2022 N 0851200000622005162 (далее - Контракт).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно допустившего заявку ООО "Энергия" (далее - Участник) к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям,и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия) в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к указанному постановлению. При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;
б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:
номера позиции приложения к дополнительным требованиям;
цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.
Пунктом 4 Правил взаимодействия установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, на предмет:
а) наличия информации и документов, предусмотренных Правилами;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 Правил взаимодействия) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;
в) не превышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев пятого, седьмого и десятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
В соответствии с пунктом 5 Правил взаимодействия оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по результатам рассмотрения информации и документов в соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия в срок, установленный частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, принимают решение:
а) о размещении, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 Правил взаимодействия, таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
б) об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке.
На основании подпункта "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, информации и документов участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупки,в отношении участников которой в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 или 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии установлено, что Участником представлены следующие документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 12 раздела 2 приложения к Постановлению N 2571 муниципальный контракт от 27.08.2019 N 0351300298319000091, государственный контракт от 29.08.2019 N 141-ЭА/2019, договор от 01.07.2019 N 2019.232987, в том числе, акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ по форме КС-2, КС-3.
При этом Оператором электронной площадки принято решение о размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Также, на заседании Комиссии установлено, что Оператор электронной площадки направил Заказчику заявку Участника.
1.1 По мнению Заявителя, Оператором электронной площадки, неправомерно принято решение о размещении информации и документов Участника в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, поскольку в указанной заявке содержатся сведения о трех контрактах, подтверждающих соответствие Участника дополнительным требованиям по позиции 12 раздела 2 приложения к Постановлению N 2571.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Участником представлен договор от 01.07.2019 N 2019.232987 с ценой оказанных услуг по договору в размере 2 149 652, 53 руб., что не соответствует требованиям позиции 12 раздела 2 приложения к Постановлению N 2571, при этом Оператором электронной площадки направлена такая заявка Заказчику.
Так, Извещением установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 12 раздела 2 приложения к Постановлению N 2571, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 23 291 220 рублей.
Таким образом, с учетом требований Закона о контрактной системе, Участником должен быть представлен контракт (договор), подтверждающий наличие опыта исполнения обязательств на сумму не менее 4 658 244 руб.
Вместе с тем, исходя из системного толкования Постановления N 2571 следует, что при рассмотрении информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, участников оператор электронной площадки принимает в качестве подтверждающих документов один исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе или договор, заключенный в соответствии с Законом о закупках, либо номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что заявка Участника направлена Заявителю в связи с технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.2 Согласно доводу Заявителя контракты от 27.08.2019 N 0351300298319000091, от 29.08.2019 N 141-ЭА/2019 не подтверждают наличие опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), или опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) или опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы участников закупки на предмет наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия, а не осуществляет оценку указанных информации и документов участников на предмет соответствия участника закупки требованиям Постановления N 2571.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил взаимодействия ответственность за недостоверность информации и (или) документов включенных в реестр участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, направленных оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии с Правилами взаимодействия, за несоответствие указанных информации и (или) документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных информации и (или) документов, несет участник закупки.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссии
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 27.06.2022 по делу N П-369/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.