Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "НТЦ СИНЕРГИЯ" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822006298 "Поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела",
УСТАНОВИЛА:
28.09.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "НТЦ СИНЕРГИЯ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822006298 "Поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя, присутствующие на рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержали.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.09.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Министерство здравоохранения Саратовской области (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 31 018 666,67 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в описании объекта закупки указаны характеристик товара, сооветствующие только оборудованию производителя Neusoft Medical Systems Co., Ltd, модель: Томограф рентгеновский компьютерный NeuViz Prime с принадлежностями 64/128, Регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14622, Страна происхождения: Китай, ввиду чего описание объекта закупки ограничивает количество участников Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящегоФедерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке всоответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлениизакупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозокпассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Указанные ограничения установлены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Заказчиком указанное ограничение установлено в извещении.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент"" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Предметом Аукциона является поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного учреждения пояснил, что описанию объекта закупки соответствуют модели компьютерных томографов NeuViz производства "Неусофт Медикал Системс КО.,Лтд", Китай (РЗН 2021/14622) и Supria производства "Фуджифильм Хелскеа Корпорейшн", Япония (РЗН - 2015/3183).
Заказчиком перед опубликование извещения об Аукционе поступили коммерческие предложения на следующие модели:
NeuViz 16 Essence производитель "Неусофт Медикал Системс Ко., Лтд"
Китай,
NeuViz 16 Essence, Supria Hitachi.
Кроме того, в период подготовки Аукциона заказчик получил от ООО "МаксТехнолоджис" (эксклюзивного дистрибьютора ультразвуковых систем, а также систем КТ и МРТ производства Hitachi на Российском рынке - https://ips-med.ru/about/) письмо, подтверждающего, что компьютерный томограф "Supria" обладает характеристиками, удовлетворяющими условиям технического задания, и может быть поставлен заказчику.
При этом представитель ООО "АДОНИС Рус", присутствующий при рассмотрении жалобы утверждал, что под описание объекта закупки по Аукциону подходит только один представитель -Томограф рентгеновский компьютерный "Supria".
Опровергнуть довод представителя ООО "АДОНИС Рус" представитель Заявителя не смог.
При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки не противоречит статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик должен был использовать позицию КТРУ.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, а также в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию относительно описания товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил формирования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил формирования КТРУ регламентировано, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил формирования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Заказчиком выбран код ОКПД 2 - 26.60.11.119 - "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела".
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 N Д28и-1033, Заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Пункт 4 Правил указывает, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы,
оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Датой начала обязательного применения позиции каталога КТРУ 26.60.11.11900000028, 26.60.11.119-00000013, 26.60.11.119-00000014, 26.60.11.119-00000015, 26.60.11.119-00000016, 26.60.11.119-00000017, 26.60.11.119-00000018, 26.60.11.11900000019, 26.60.11.119-00000020, 26.60.11.119-00000021, 26.60.11.119-00000022, 26.60.11.119-00000023, 26.60.11.119-00000024, 26.60.11.119-00000025, 26.60.11.11900000026, 26.60.11.119-00000027), является 01 января 2023 года.
Таким образом, Заказчик не обязан был применять обозначенные в жалобах позиции КТРУ.
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, не смог предоставить на обозрение Комиссии действующие позиции КТРУ, подходящие под описание объекта закупки.
Довод Заявителя не находит подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что в "Приложение N 3. Описание объекта закупки" Заказчик объединил в один контракт (один лот) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, а именно компьютерный томограф (вид МИ 135190), Автоматический инъектор (вид МИ 245020) и принтер (вид МИ 232500), что является прямым нарушением Постановления Правительства РФ N 620 от 19.04.2021.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 660) при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей; 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Объектом закупки является Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела ОКПД2 26.60.11.119.
Согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела относится к коду 135190. Классификационные признаки вида медицинского изделия: Комплект изделий для диагностики посредством рентгеновской компьютерной томографии (КТ) с гентри, достаточно большой для того, чтобы получать снимки любой части тела. Система может иметь модификации с одним или множеством фиксированных кольцевых расположений рентгеновских трубок и противостоящих детекторов или с рентгеновской трубкой(ами) и блоками противостоящих детекторов, которые быстро вращаются вокруг центральной оси внутри сканирующей области гентри. Она может создавать двух- и/или трехмерные (3-D) томографические изображения, включая спиральную КТ или другие специфические методы визуализации, под множеством определенных углов относительно расположения тела. Для сбора информации, реконструкции изображения и отображения может использоваться целый ряд цифровых технологий.
Из пояснений представителя Уполномоченного учреждения следует, что принтер и автоматический инжектор являются частью сложного неделимого комплекса медицинского оборудования с одним видом медицинского изделия. Данный вывод подтверждается позициями КТРУ, например позицией 26.60.11.11900000027, где наличие или отсутствие принтера и автоматического инъектора являются обязательными характеристиками Системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела.
Кроме того, подавляющее большинство моделей компьютерных томографов содержат в своем составе принтер и (или) автоматический инъектор (инжектор) согласно регистрационным удостоверениям на них, например: РУ N ФСЗ 2007/00889 (КТ Aquilion 8), РУ N ФСР 2012/14144 (КТ Optima CT 660), РУ N РЗН 2013/1075 (КТ NeuViz64) и т.д. при этом, согласно обозначенным РУ код вида медицинского изделия соответствует коду 135190.
При таких обстоятельствах довод жалобы признается необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "НТЦ СИНЕРГИЯ" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822006298 "Поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.