Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "_" -_, действующего на основании доверенности N3 от 09.06.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Тат-Пишленская средняя общеобразовательная школа" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия -_., действующего на основании доверенности б/н от 29.09.2022 года;
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" -_, действующего на основании доверенности б/н от 31.05.2022 года (со сроком действия 1 (один) год);_, действующего на основании доверенности б/н от 11.08.2022 года (со сроком действия 1 (один) год), участвующего в рассмотрении дела N013/06/48-630/2022 до перерыва;
рассмотрев 03 октября 2022 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "_" (далее - ООО "_", Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Тат-Пишленская средняя общеобразовательная школа" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик) и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного конкурса N0809500000322002067 на капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Тат-Пишленская средняя общеобразовательная школа" Рузаевского муниципального района, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, с. Тат.Пишля, Школьный переулок д. 4 (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 26.09.2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения.
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 28.09.2022 года N1410/22 рассмотрение жалобы назначено на 30.09.2022 года в 15 часов 40 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 28.09.2022 года N1410/22 о назначении дела N013/06/48-630/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменного ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи, заявленного ООО "_.", сторонам по делу было направлено приглашение на участие в ВКС, а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
30.09.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут, 17 часов 00 минут 03.10.2022 года.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что извещение N0809500000322002067 о проведении Конкурса размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 02.09.2022 15:59 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 62 871 010, 55 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 19.09.2022 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 21.09.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 22.09.2022.
Согласно протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.09.2022 NПРОII1 по окончании указанного в извещении срока подачи заявок 09:00 19.09.2022 года (время московское) поступили 2 заявки на участие в Конкурсе под идентификационными номерами: 1, 3. На основании направленных оператором электронной площадки заявок (все части заявок) на участие в закупке, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены заявки, поданные на участие в закупке, а также вышеуказанные информация и документы, и принято решение о несоответствии заявки участника с идентификационным номером 2 требованиям извещения о проведении закупки по основаниям, указанным в протоколе.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2022 NИЭОК1 на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный Конкурс признан несостоявшимся (размещен на сайте ЕИС - 22.09.2022 15:21 (МСК)).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона). При этом, жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены комиссией по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения, незаконно признавшей заявку Заявителя (идентификационный номер 2) несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по основаниям, указанным в протоколе от 22.09.2022 года.
Согласно представленным в порядке части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе возражениям (вх.N1793-ЭП/22 от 30.09.2022 года) Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Уполномоченным учреждением также представлены письменные возражения по доводам жалобы, которые приобщены к материалам настоящего дела.
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частями 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 2571).
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
На основании позиции 10 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571 для выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) требуется наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
При этом, информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки данным дополнительным требованиям являются: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Вместе с тем абзацем пятым подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 2571 установлено, что договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 10 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
При этом, как следует из пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России в соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Тат-Пишленская средняя общеобразовательная школа" Рузаевского муниципального района, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, с. Тат.Пишля, Школьный переулок д. 4 с начальной (максимальной) ценой контракта 62 871 010, 55 рублей. Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки, а также в разделе "Требования к составу и содержанию заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению" установлено требование к участнику закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и позицией 10 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571, а также приведен перечень документов, подлежащих предоставлению участником закупки в качестве подтверждения соответствия участника данным требованиям (в соответствии с вышеуказанной позицией Постановления).
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).
Согласно части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Так согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.09.2022 NПРОII1 заявка с идентификационным номером 2 (заявка Заявителя) признана единой комиссией по рассмотрению заявок несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного Конкурса со следующим обоснованием принятого решения:
"п. 2 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ; - положения извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует заявка на участие в закупке: "Требования к участникам"; - положения заявки на участие в закупке, которые не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки: непредставление информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (Представленный договор N11/08-21 на строительные работы по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лахтинский проспект, 2к3 не подтверждает опыт выполнения работ в соответствии с позицией 10 ПП РФ N2571:
- по п.1 в соответствии с пп.б) п.3 ПП РФ N2571 контракт (договор) должен быть заключен и исполнен в соответствии с Законом о контрактной системе, либо заключен и исполнен в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- по п.2 представленный договор не подтверждает опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) (в соответствии с Приложением 1 к Договору "Сметный расчет");
по п.3 участник закупки не является застройщиком).".
Заявитель в жалобе указывает, что представленный им договор N11/08-21 на строительные работы по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лахтинский проспект, 2к3, в полном объеме подтверждает наличие опыта, предусмотренного позицией 10 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571 (по пункту 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" данной позиции).
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, возразив доводам Заявителя, пояснили, что комиссия по осуществлению закупок признала заявку с идентификационным номером 3 несоответствующей требованиям извещения, поскольку представленный ООО "_" договор N11/08-21 от 02.08.2021 года не может расцениваться в качестве договора, подтверждающего опыт по строительству или реконструкции объекта капитального строительства, так как работы, выполненные по его условиям, не затрагивают несущих строительных конструкций и не влияют на изменение параметров объекта капитального строительства (письмо Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия N2014 от 21.09.2022 г.).
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав заявку Заявителя, установила, что ООО "_." в качестве информации и документов, подтверждающих соответствие требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, представлены:
- договор N11/08-21 от 02.08.2021 года на строительные работы по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лахтинский проспект, 2 к.3 на сумму 350 854 836, 00 рублей, заключенный между ООО "_." и ООО "_". В соответствии с пунктом 2.1.1 данного договора Подрядчик (ООО "_") обязан выполнить работы, определенные настоящим договором в срок до 10.04.2022 года. В приложении N1 к Договору N11/08-21 от 02.08.2021 года определены следующие работы: демонтажные работы; архитектурно-строительные решения: устройство стяжек, устройство гидроизоляции и сопутствующие работы, устройство выравнивающих стяжек, устройство пола из гранитных плит, устройство подвесной системы потолка, демонтажные работы по стенам, устройство перегородок, прокладка вентиляционных сетей, штукатурные работы, устройство дверей, облицовка откосов, облицовка стен антивандальными панелями, облицовка цоколя и лифтовых шахт, наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электромонтажные работы;
- акт приемки выполненных работ N36 от 10.04.2022 г. на сумму 350 854 836, 00 рублей, подписанный сторонами;
- акт приемки объекта капитального строительства от 10.04.222 года о выполнении ООО "_" полном объеме строительных работ по адресу: Санкт-Петербург, ул.Лахтинский проспект, 2 к.3.
Между тем из частей 1 и 2 статьи 740 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ определено, что строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Кроме того, в письме ФАС России от 19.06.2019 года N МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения" указано: "...договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта..." (аналогичная позиция: письмо ФАС России от 11.09.2019 года N МЕ/79668/19, письмо ФАС России от 05.11.2020 года N ДФ/96414/20).
Изучив положения извещения о проведении закупки N0809500000322002061, заявку Заявителя, приняв во внимание возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, Комиссия Мордовского УФАС России соглашается с решением комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Уполномоченного учреждения о признании заявки с идентификационным номером 2 несоответствующей, поскольку участник закупки - Заявитель жалобы не выполнил требования, установленные извещением о проведении Конкурса. Системный анализ вышеприведенных правовых норм, а также фактические обстоятельства дела не позволяют признать договор N11/08-21 от 02.08.2021 года на строительные работы по адресу: Санкт-Петербург, ул. Лахтинский проспект, 2 к.3, представленный ООО "_", соответствующим требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, позиции 10 раздела II приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России признает жалобу необоснованной, так как действия комиссии Заказчика, Уполномоченного учреждения соответствуют законодательству о контрактной системе и положениям извещения о проведении закупки.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
При этом, заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Согласно Извещению о проведении закупки Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "Членство участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечисленные выше требования не распространяются на участника закупки в случаях, предусмотренных ч.2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Извещения о проведении Аукциона указано, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является - копия действующей в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. Перечисленные выше требования не распространяются на участника закупки в случаях, предусмотренных ч.2.1, 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В силу части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России начальная (максимальная) цена контракта составляет 62 871 010, 55 рублей, предложение участника закупки с идентификационным номером 1 (победитель закупки) составляет 62 800 000 рублей, таким образом, минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда данного участника должны соответствовать второму уровню ответственности члена саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Кроме того, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям (часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2022 NИЭОК1 в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 52 Закона о контрактной системе контракт с участником закупки (идентификационный номер 1), подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном Законом о контрактной системе по цене 62 800 000 (шестьдесят два миллиона восемьсот тысяч рублей 00 копеек) рублей, предложенной участником закупки.
Между тем Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав заявку участника с идентификационным номером 1, принадлежащую ООО "_." (далее - Общество), установила, что участником в ее составе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации N1327023858-20220916-1607 от 16.09.2022 года, согласно сведениям которой у Общества установлен первый уровень ответственности (не превышает шестьдесят миллионов рублей) в компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств и компенсационном фонде возмещения вреда, следовательно, представленная выписка не свидетельствует о том, что на дату подачи заявки участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с частями 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ, что не подтверждает соответствие участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривающие: ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
С учетом положений части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Согласно сведениям из реестра членов саморегулируемых организаций, размещенном по адресу: https://reestr.nostroy.ru/sro/, ООО "_." (ИНН: 1327023858) является членом саморегулируемой организации "Ассоциация строителей Мордовии": размер обязательств по договорам подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров (уровень ответственности) - первый уровень ответственности (не превышает шестьдесят миллионов рублей).
Учитывая изложенное, Мордовское УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика и Уполномоченного учреждения по признанию заявки ООО "_" (идентификационный номер 1), соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса, и признания ее победителем Конкурса нарушают часть 9 статьи 31, пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "_" на действия комиссии по осуществлению закупок муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Тат-Пишленская средняя общеобразовательная школа" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного конкурса N0809500000322002067 на капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Тат-Пишленская средняя общеобразовательная школа" Рузаевского муниципального района, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, с.Тат.Пишля, Школьный переулок д. 4 необоснованной.
2. Признать действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушением части 9 статьи 31, пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.