Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия) в составе: председателя комиссии: | |
|
- заместителя руководителя; |
членов комиссии:
|
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; - специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности, |
рассмотрев жалобу ООО "АПгрейт" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "ТНИМЦ РАН" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка комплекса эндоскопического для нужд ТНИМЦ" (извещение N 0365100000922000739) (далее - аукцион), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
при участии представителя Заказчика - Звонилова С.А. (доверенность N8 от 10.01.2022), при участии представителя Заявителя - Захарова К.И. (доверенность от 01.04.2022),
УСТАНОВИЛА:
14.09.2022 в Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Капитальный ремонт фасада с заменой окон, входных дверей объекта культурного наследия регионального значения "Поставка комплекса эндоскопического для нужд ТНИМЦ" (извещение N 0365100000922000739), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из жалобы Заявителя следует, что документация об аукционе, а именно техническое задание, содержит параметры оборудования, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников.
Так, по мнению Заявителя, позиция 10 описания объекта закупки (приложение к извещению) "Видеоколоноскоп гибкий" содержит характеристику "Рабочая длина 1700 мм", что подходит лишь под единственную модель оборудования - систему видеоэндоскопическую Pentax EPK-i7010.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.
Заказчик в письменном отзыве на жалобу (вх.N6945 от 19.09.2022) указал, что с доводами, изложенными в жалобе, согласен, указание в техническом задании обжалуемых параметров характеристик оборудования произошло вследствие технической ошибки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0365100000922000739 размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 09.08.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 743 157,47 руб.
Объект закупки - "Поставка комплекса эндоскопического для нужд ТНИМЦ".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки N 0365100000922000739 от 15.09.2022 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 14.09.2022 08:00:00 (по московскому времени) не подано ни одной заявки.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Томского УФАС России отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещение о проведении электронного аукцион, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем медицинских изделий.
В соответствии с приведенной Заявителем сравнительной таблицей (имеется в материалах дела), основанной на инструкциях, размещенных на официальном сайте Росздравнадзора (roszdravnadzor.gov.ru) следует вывод о том, какие параметры медицинского оборудования, установленные Заказчиком в описании объекта закупки, ограничивают конкуренцию.
Позиция 10 описания объекта закупки (приложение к извещению) "Видеоколоноскоп гибкий" содержит характеристику "Рабочая длина 1700 мм".
Cогласно доводу Заявителя, установление Заказчиком в описании объекта закупки указанного значения характеристики требуемого к поставке оборудования ограничивает круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствует продукция единственного производителя Pentax EPK-i7010.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии подтвердил изложенное в письменном отзыве на жалобу и пояснил, что указанное значение в описании объекта закупки было выставлено ошибочно, в данной характеристике предполагался знак "<".
Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6, 8, 12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России установила, что Заказчик в описании объекта закупки указал параметры закупаемого оборудования, подходящие под одного производителя, что является нарушением части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба обоснована.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 14, статьей 42, статьей 49, статьей 105, статьей 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АПгрейт" на действия ФГБНУ "ТНИМЦ РАН" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка комплекса эндоскопического для нужд ТНИМЦ" (извещение N 0365100000922000739) обоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.