Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБДОУ детский сад N 30 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): Кирия С.Ф. по доверенности;
в отсутствие представителя ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" (далее - Участник): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС; представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 24605-ЭП/22 от 22.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли в ГБДОУ детский сад N 30 Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200214422000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.03.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли в ГБДОУ детский сад N 30 Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200214422000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 537 451,22 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 35 %.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" заключен государственный контракт N 0372200214422000003-01 от 04.04.2022 на сумму 999 343,02 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что выполнение их к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса российской Федерации),
- если во время выполнения работ становится очевидным, что они не будут оказаны надлежащим образом, и Подрядчиком в установленный Заказчиком разумный срок не устранены выявленные недостатки (п. 3 ст. 715 Гражданского кодекса российской Федерации),
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 Гражданского кодекса российской Федерации),
- если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения исполнителя (ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.09.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту кровли в ГБДОУ детский сад N 30 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) в установленный Контрактом срок.
Пунктом 2.1. Контракта сроки завершения работы, график выполнения работ:
Начало выполнения работ с момента подписания уполномоченными представителями Заказчика и Подрядчика акта передачи объекта для выполнения работ, который должен быть подписан в течение 3 рабочих дней с 15.06.2022.
Окончание выполнения работ: не позднее 22.08.2022.
Акт передачи объекта для выполнения работ был подписан сторонами Контракта 17.06.2022 без комментариев с обеих сторон. Однако к Работам Участник так и не приступил до 22.08.2022.
22.08.2022 Заказчик отправил Участнику запрос о ходе исполнения обязательств по Контракту (исх. N 63 от 22.08.2022).
02.09.2022 Участник предоставил ответ на запрос Заказчика и уведомление N 63 уже после истечения конечного срока выполнения Работ.
По состоянию на 08.09.2022 обязательства по Контракту не были выполнены Участником. В связи с нарушением Участником условий Контракта в части срока выполнения Работ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.09.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" не направило своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представило письменные пояснения, в которых указало, что нарушение условий Контракта, а именно - задержка сроков исполнения Работ по Контракту была вызвана заболеваемостью работников ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" КоВИД-19, а также карантинными мерами ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106", вызванными указанной заболеваемостью в период с мая 2022 по август 2022 года. По указанным обстоятельствам, учитывая специфику Заказчика, осуществляющего работу с малолетними детьми, а также календарный график работы Заказчика, ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" не имело возможности своевременно приступить к выполнению Контракта до августа 2022 года. Об указанных обстоятельствах Заказчик был уведомлен ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106".
Так же, согласно письменным пояснениям Участника, ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" сообщало Заказчику об отсутствии доступа сотрудников на кровлю, отсутствии пожарной лестницы и отсутствии иного доступа на крышу, что требовало дополнительных и неучтенных в смете значительных затрат средств ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" для обеспечения доступа сотрудников к местам производства Работ. Кроме того, при приемке объекта согласно Контракта, ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" отметило, что указанные в смете объемы подлежащего демонтажу рулонных кровель (объемом по смете 8,19 тонн) значительно больше, что влекло за собой увеличение объемов утилизации битумных отходов. Работы по разработке проекта на утилизацию битумных отходов не были заложены в смету по Контракту. Проект на утилизацию битумных отходов Заказчиком не был представлен. Указанные обстоятельства повлекли невозможность надлежащей утилизации битумных отходов и, как следствие, делали невозможным предоставить надлежащие справки в комплекте исполнительной документации для Заказчика.
С учетом необходимости устранения вышеперечисленных препятствий к исполнению Контракта, учитывая меры поддержки малого и среднего бизнеса в связи последствиями распространения новой коронавирусной инфекции КОВИД-2019 ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" неоднократно просило Заказчика согласовать новые сроки исполнения Контракта - четвертый квартал 2022 года. Однако достигнуть соглашения с Заказчиком не удалось.
Учитывая принятые Правительством Российской Федерации меры поддержки малого и среднего бизнеса в связи с последствиями распространения новой коронавирусной инфекции КОВИД-2019, а также погодные условия сентября 2022 года, ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" просило Заказчика согласовать новые сроки исполнения Контракта, либо расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил доказательств добросовестного поведения при исполнении Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское Законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106", ИНН: 7813542683; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Кувшинова Светлана Петровна, ИНН: 781142060688, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ЛЕНСТРОЙТРЕСТ N106" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.09.22 |
23.09.22 |
22.09.22 |
0 |
22.09.22 |
29.09.22 |
28.09.22 |
0 |
03.10.22 |
03.10.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.