Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ФГБУН Ботанический институт им. В.Л. Комарова Российской академии наук (далее - Заказчик); ООО "АИК ЭНЕРГО" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24615-ЭП/22 от 22.09.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на техническое обследование, составление дефектных ведомостей и плана капитального ремонта либо реконструкции/реставрации в отношении 26 объектов, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 2, лит.П на территории Ботанического института им. В.Л. Комаровского РАН для дальнейшей разработки проектных решений (извещение N 0372100040722000017) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100040722000017. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 696 600, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и которые выразились в следующем:
- нарушении правил описания объекта закупки;
- утверждении ненадлежащего проекта контракта;
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом определен объем работ.
Согласно п. 13 извещения об осуществлении закупки, целью работ является проведение работ по обследованию технического состояния 26 объектов, подлежащих реконструкции или ремонту, с целью составления дефектных ведомостей, определения плана капитального ремонта либо реконструкции/реставрации.
Пунктом 18 извещения об осуществлении закупки предусмотрено:
"Обеспечить полноту, качество и достаточность выполненных изыскательских работ для разработки проектной документации по объекту в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативно-технических документов и Градостроительного кодекса РФ.
Согласовать проектную документацию с надзорными, контролирующими органами, органами местного самоуправления и заинтересованными организациями (при необходимости)".
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с представленными Заказчиком возражениями, определение стадийности проектирования как проектной документации не противоречит действующему законодательству, так как данное техническое обследование является предпроектными работами, выполняющимися с целью дальнейшего проектирования в отношении обследуемых объектов, а не отдельными изысканиями, необходимыми для определения состояния объектов.
У участника нет обязанности разрабатывать и согласовывать проектную документацию, что не противоречит описанию объекта закупки и документации.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем довод жалобы не нашёл своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
2. Относительно второго довода жалобы Заказчик пояснил, что результат работ, а именно Техническое заключение по результатам обследования, будет подаваться на экспертизу в составе проектной документации после ее разработки. Под сопровождением подразумевается, что подрядчик обязуется устранять замечания экспертизы в рамках существующего договора без дополнительных соглашений и оплат. Экспертизу проходит в органах ФАУ "Главгосэкспертиза России" проходит сам Заказчик.
В рамках технического обследования будет выявлено, какие необходимо будет провести работы и на какой вид работ необходима разработка проектной документации (для дальнейшей разработки проектных решений): капитальный ремонт либо реконструкция/реставрация. От этого будут зависеть дальнейшие согласования.
На основании вышеизложенного довод жалобы не нашёл своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
3. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В соответствии с п. 1.5 размещенного проекта контракта, Заказчиком установлено следующее условие:
"1.5. Подрядчик обязуется выполнить техническое обследование, составление дефектных ведомостей и плана капитального ремонта либо реконструкции/реставрации по Контракту с момента заключения Контракта до 30.11.2022".
Согласно положениям статьи 421 Гражданского кодекса, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Законом о контрактной системе не определены какие-либо специальные нормы, регламентирующие сроки поставки товара по заключенному контракту. При этом установленные Заказчиком сроки продиктованы объективной потребностью Заказчика. Следовательно, установление данных сроков поставки товара не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в закупочную документацию требований, являющихся значимыми для Заказчика, не предусмотрена и обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к условиям поставки.
Заявителем не представлено доказательства того, что в установленный Заказчиком срок невозможно осуществить выполнение работ в соответствии с условиями, указанными в закупочной документации, а также не представлено доказательств того, что установление указанных требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Доводы жалобы о невозможности выполнения обязательств по контракту в срок, установленный в проекте контракта, являются необоснованными.
4. Пунктом 1.2 проекта государственного контракта предусмотрено:
"1.2. Подрядчик обязуется выполнить техническое обследование, составление дефектных ведомостей и плана капитального ремонта либо реконструкции/реставрации по настоящему Контракту, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, с требованиями ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" и СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", технических регламентов, нормативно-технической документации, в объеме и в соответствии с Техническим заданием (далее - Задание) (Приложение N 1 к Контракту) и Сметой (Приложение N 2 к Контракту) на условиях, определенных Контрактом и приложениями к нему. Перед началом работ составить и согласовать с Заказчиком программу обследования в срок 5 (пять) рабочих дней со дня заключения Контракта".
Пунктом 17 Технического задания предусмотрено:
"В процессе работ руководствоваться:
Действующими на территории Российской Федерации и субъектов РФ нормативно-правовыми актами, регламентирующими выполнение инженерных изысканий:
ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что вышеуказанный ГОСТ 31937-2011 не существует.
Таким образом, действия Заказчика установившего требования о необходимости соответствия работ положениям несуществующих нормативов ГОСТ противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
5. Пунктом 3.3 проекта контракта предусмотрено следующее условие:
"3.3. Качество, комплектность и оформление переданной Подрядчиком документации по обследованию и получению результатов инженерных изысканий должны соответствовать требованиям, позволяющим подготовить скорректированную проектно-сметную документацию получить положительное заключение государственной экспертизы по Объекту. В случае несоответствия указанным требованиям Заказчик направляет Подрядчику замечания".
В соответствии с доводами Заявителя, вышеуказанное условие проекта контракта не позволяет определить потребность Заказчика в результате работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным Заказчиком возражениям, ранее разработанной проектно-сметной документации нет. Если результаты обследования будут неправильные изначально, с недостатками в соответствии с п.3.2 проекта контракта, тогда в соответствии с п.3.3 проекта контракта необходимо скорректировать проектно-сметную документацию.
На основании вышеизложенного, довод жалобы признан необоснованным.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АИК ЭНЕРГО" обоснованной в части довода относительно нарушения правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.