Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского" (далее - Заказчик);
ООО "ЭКОСТАНДАРТ" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24706-ЭП/22 от 23.09.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по утилизации списанного имущества ФГБУ "ВСЕГЕИ" (извещение номер 0372100054622000291) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100054622000291. Начальная (максимальная) цена контракта - 378 057,67 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего описания объекта закупки.
Рассмотрев представленные документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В силу п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
29.09.2022 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось 30.09.2022 тем же составом Комиссии УФАС.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что услуги по утилизации имущества (предмет контракта) включают приемку, транспортировку, складирование, демонтаж/разборку, переработку с последующей утилизацией, обращением и размещением отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Для целей исполнения контракта Исполнителю передается принадлежащее Заказчику и списанное имущество, утратившее потребительские свойства.
Основным документом, регулирующим порядок исполнения таких услуг, является Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ввиду содержания в компьютерном оборудовании и оргтехнике вредных для здоровья человека и окружающей среды веществ.
При этом имущество Заказчика передается исполнителю на комплексную обработку в качестве не ТКО, а списанных с баланса основных средств в связи с тем, что его отдельные элементы могут содержать драгметаллы (золото, серебро, платину и др.), подлежащие обязательному учету, хранению и обращению в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 N 231н.
Данные установки о необходимости вторичной переработки также являются обязательными для исполнения Заказчиком.
Компьютеры и оргтехника, списанные Заказчиком, относятся к группе однородных отходов "Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства", включенных в подтип видов отходов с кодом 4 81 000 00 00 0 ФККО. Требования при обращении с указанными отходами установлены Приказом Минприроды России от 11.06.2021 N 399 с учетом данного кода отходов.
В ФККО источникам бесперебойного питания (ИБП) присвоен код 4 81 211 02 53 2 и второй (высокоопасный) класс.
Для переработки этих отходов нужно обладать специальными мощностями для транспортировки, обработки, хранения, обезвреживания. Кроме того, у компании, ведущей такую работу с отходами I - IV классов опасности, должна быть соответствующая лицензия (ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Информация Минприроды России от 22.02.2022).
Согласно приказу Минприроды России от 11.06.2021 N 399, который вступил в силу с 1 марта 2022 года, устанавливается обязанность для юридических лиц, не имеющих лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов "Отходы электронного оборудования", в течение 11 месяцев со дня образования отходов электронного оборудования.
Таким образом, для целей извлечения из отходов полезных компонентов учреждения обязаны передавать списанную технику только лицензированным организациям, которые на законных основаниях ведут деятельность по сбору, транспортировке, обработке, переработке, обезвреживанию и хранению отходов.
Также по мнению Заказчика, Закон не ограничивает образователя отходов в праве передаче их в качестве имущества иному лицу в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и статьей 218 ГК РФ.
Так, условия контракта (п. 2.3) предусматривают, что право собственности на имущество переходит к Исполнителю с момента подписания Акта приема-передачи, что определяет необходимость соблюдения всего комплекса правил обращения с отходами именно Исполнителем.
Заказчиком было разъяснено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию и утилизации отходов в определениях экологического законодательства после приема утилизируемого имущества осуществляется Исполнителем Контракта и/или привлеченными им лицами, при условии наличии у данных участников разрешительных документов.
Согласно условиям планируемого к заключению контракта, при наличии договорных отношений, в рамках которых от образователя отходов переходит к иному лицу право собственности на отходы, действия по классификации и последующей обработке отходов, полученных из принятого от Заказчика имущества должны в полном объеме осуществляться Исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и условиями гражданско-правового соглашения.
Таким образом, поскольку законодательство Российской Федерации предусматривает возможность передачи всех видов отходов иным лицам, располагающим техническими и административными возможностями по их обработке, оснований выделять утилизацию ИБП в отдельную закупку не имеется.
В соответствии с сведеньями протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.09.2022 NИЭА1, на участие в аукционе было подано 12 заявок, 11 из которых были допущены до торгов, в ходе которых удалось достичь снижение на 95 % от НМЦК.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, не представил, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭКОСТАНДАРТ" необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.