Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 90 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): Смирнова К.Г. по доверенности, Кругловой Н.В.;
ООО "Петербургский строитель" (далее - Участник): Петухова Э.А. по доверенности, Гнеушева М.А. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 24869-ЭП/22 от 26.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение капитального ремонта кровли здания (извещение N 0372200144022000011),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта кровли здания (извещение N 0372200144022000011) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 438 887,38 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Петербургский строитель".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Петербургский строитель" заключен государственный контракт N РКЗ90-8 от 15.08.2022 на сумму 2 231 581,90 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий контракта:
- если задержка в приемке объекта Подрядчиком для выполнения работ составляет более 5 (пяти) дней;
- если задержка в сроках выполнения работ Подрядчиком составляет более 10 (десяти) дней;
- если Подрядчик заявляет требования об увеличении цены контракта или изменения объема работ и заключении соответствующего дополнительного соглашения и отказывается выполнять обязанности на условиях о цене и объемах, предусмотренных данным контрактом;
- если отступления в выполненной работе от условий контракта или иные недостатки не устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.09.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Петербургский строитель".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту кровли здания (далее - Работы) по адресу: 195267, Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 84, корп. 2, литер А (далее - Объект) в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента подписания акта передачи объекта в работу (п. 4.2 Контракта).
Акт передачи объекта в работу должен быть подписан не ранее 15.08.2022 года и не позднее 19.08.2022. В случае вступления Контракта в силу позднее указанной даты, акт передачи объекта для выполнения работ должен быть подписан в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента вступления Контракта в силу (п. 4.2 Контракта).
Акт передачи объекта в работу подписан сторонами Контракта 17.08.2022. Таким образом, срок окончания выполнения Работ по Контракту 30.09.2022.
Объект для выполнения работ Заказчиком передан и Участником был принят в установленные Контрактом сроки без замечаний.
Согласно п. 2.4.20 Контракта Подрядчик обязался выполнить работы в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, как в отношении работ, так и в отношении материалов, комплектующих и оборудования, используемого и (или) поставленного при выполнении работ, в том числе:
- Гражданскому и Градостроительному кодексам РФ;
- Федеральному закону "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ;
- Федеральному закону "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 N 384-ФЗ;
- Федеральному закону "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ;
- Федеральному закону "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ;
- Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ;
- Федеральному закону "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ;
- Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ;
- СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве часть 1. Общие требования;
- СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве" часть 2. Строительное производство.
В процессе выполнения Работ по Контракту, Участник, произведя демонтаж покрытия кровли из наплавляемых материалов, не обеспечил должным образом укрытие кровли здания от осадков. В результате чего 30.08.2022 произошли множественные протечки кровли по всему зданию учреждения. Затопление произошло по всем этажам здания и повлекло за собой повреждение не только отделки большей части помещений, но и имущества находившееся в этих помещениях, также из строя выведены все электрические и слаботочные сети. Кроме того, произошло намокание утеплителя кровли и его разрушение с потерей им своих технических свойств, в связи с чем, требуется его замена. Образовательный процесс в учреждении невозможен.
Вследствие невыполнения должным образом Участником Работ по Контракту, Заказчику был нанесен колоссальный ущерб, что является существенным для Заказчика и в значительной степени лишает того результата, на который он рассчитывал при заключении Контракта и которого желал получить.
Пунктом 9.9. Контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба.
Заказчик считает, что Участник, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного заказа и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона. Действуя в рамках заключенного контракта, Участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов бюджета Санкт-Петербурга), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении взятых на себя обязательств.
Действуя добровольно при заключении Контракта, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на выполнении предусмотренных Контрактом работ, Участник, как исполнитель работ, должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед Заказчиком.
На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.9 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.09.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Петербургский строитель" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.09.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям:
Заказчиком в Решении не указано на факты и обстоятельства, достоверно свидетельствующие о наличии оснований для отказа от Контракта на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ и что ООО "Петербургский строитель" не исполнило бы принятые на себя обязательства по Контракту к 30.09.2022.
Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, учитывая, что Работы начаты ООО "Петербургский строитель" своевременно и срок исполнения Контракта не истек на дату принятия Заказчиком решения, у Заказчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании ч. 2 ст. 715 ГК РФ.
После направления в адрес ООО "Петербургский строитель" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта со стороны Заказчика начались действия по препятствованию ООО "Петербургский строитель" исполнять свои обязательства по Контракту.
Так письмом от 07.09.2022 N 118 Заказчиком были приостановлены Работы с формулировкой "в связи с нарушением технологии производства работ".
Письмом от 07.09.2022 исх. N 390/10 Участник просил Заказчика разъяснить в чем состояло нарушение технологии производства Работ со ссылками на нормы и правила. Ответа от Заказчика не поступило.
При этом согласно п. 2.1.11. Контракта Заказчик вправе заявить об обнаружении в ходе выполнения работ отступлений от условий Контракта и назначить срок их устранения.
В нарушение условий Контракта Заказчик не указал в чем заключается нарушение технологии производства Работ и не назначил срок устранения нарушения.
Участником была проведена независимая экспертиза фактически выполненных Работ на Контракту, по результатам которой установлено, что нарушений технологии производства выполненных работ не выявлено, на основании чего Участник пришел к выводу, что приостановление Работ со стороны Заказчика было неправомерно.
Письмом от 24.08.2022 N 390/5 Участник сообщил о том, что во второй зоне демонтажа были обнаружены обстоятельства, которые грозили годности и прочности результатов Работ. Какой-либо ответ в адрес Участника не поступил.
Также письмами от 26.08.2022 N 390/7, от 05.09.2022 N 390/9 (п. 2.4.16 Контракта) Участник вызывал представителя технического надзора для освидетельствования скрытых работ на Объекте, которые не являлись, что препятствовало Участнику выполнять Работы по Контракту, поскольку дальнейшее продолжение Работ без подписания актов скрытых работ невозможно.
Учитывая вышеизложенное, представитель Участника полагает, что бездействие со стороны Заказчика препятствовало Участнику в выполнении Работ по Контракта.
Что касается выявленных протечек и повреждения отделки помещений здания детского сада N 90 Калининского района Санкт-Петербурга, представитель Участника пояснил следующее:
Для укрытия кровли от осадков ООО "Петербургский строитель" ежедневно выполняло мероприятия по укрыванию поверхности широкоформатными баннерами (водостойкими).
Сметным расчетом не предусмотрено временное сооружение над кровлей здания, внутри которого можно производить ремонтные работы.
После возникновения протечки ООО "Петербургский строитель" за свой счет выполнило ряд мероприятий по защите здания от повторных протечек, выполнил монтаж временного сооружения (деревянный каркас с накрытием из водозащитного материала- типа шатер).
В зонах, где демонтаж старого кровельного покрытия не был произведен, протечки также были во время дождя.
Журнал общих работ был забран с Объекта Заказчиком, который должен был находиться на Объекте. На запрос Участника N 390-11 от 15.09.2022 вернуть данный журнал общих работ, после одностороннего отказа Заказчика, ответ Участником не был получен.
По словам представителя Участника, ООО "Петербургский строитель" не отказывалось и не уклонялось от устранения выявленных повреждений отделки и готово было устранить дефекты, о чем дважды сообщало Заказчику в возражениях на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Но для того, чтобы начать работы по устранению дефектов отделки необходимо было закончить работы по капитальному ремонту кровли, чтобы произвести герметизацию кровли.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Петербургский строитель" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем представленное Заказчиком на заседание Комиссии УФАС Экспертное заключение свидетельствует о ненадлежащем исполнении ООО "Петербургский строитель" своих обязательств по Контракту, которые в том числе привели к протечкам в конструкциях крыши, и как результат - к затоплению 80% помещений 2 этажа, что привело к протечкам в перекрытии первого этажа с затоплением 50% помещений 1 этажа, а также намоканию с последующим разрушением и падением подвесного потолка типа "Амстронг" на лестничной клетке; переувлажнение теплоизоляционного слоя привело к потере теплоизолирующих свойств материала изоляции и ухудшению теплотехнических характеристик контура.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Петербургский строитель", ИНН: 7804323692; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Петухов Алексей Викторович, ИНН: 780400105015, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Петербургский строитель" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
26.09.22 |
28.09.22 |
26.09.22 |
0 |
26.09.22 |
03.10.22 |
30.09.22 |
0 |
05.10.22 |
05.10.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.