Резолютивная часть объявлена 30.09.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 05.10.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Микулик О.В. по доверенности б/н от 10.01.2022, Сметанин М.А. по доверенности N б/н от 23.09.2022;
от Уполномоченного органа - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Савир" (ИНН: 7452151128; ОГРН: 1197456025975, КПП: 745201001, директор: Глаголева Мария Сергеевна) от 23.09.2022 N 9892-ЭП/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника N 1", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N 0387200009122004285) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Савир" (ИНН: 7452151128; ОГРН: 1197456025975, КПП: 745201001, директор: Глаголева Мария Сергеевна), на действия Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N 0387200009122004285).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заказчиком в техническом задании не указано обоснование использования дополнительных характеристик.
2. В нарушение СанПиН 3.3686-21 по п. 1 технического задания установлено требование к процентному содержанию в средстве этилового спирта- "Действующие вещества: этиловый спирт, %, не менее 65 не более 70". Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 "Правил использования каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно Технического задания установлено следующее:
Обоснование необходимости установления дополнительных характеристик в описании объекта закупки: В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и в связи с отсутствием в КТРУ необходимых Заказчику характеристик товара, при описании товара установлены дополнительные функциональные, технические и качественные характеристики товара. Вышеизложенное описание закупаемого товара отвечает потребностям Заказчика и улучшает качество выполнения своих функциональных обязанностей.
Таким образом, в Техническом задании Заказчиком имеется обоснование необходимости установления дополнительных характеристик в описании объекта закупки, довод является необоснованным.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком в нарушение СанПиН 3.3686-21 по п. 1 технического задания установлено требование к процентному содержанию в средстве этилового спирта- "Действующие вещества: этиловый спирт, %, не менее 65 не более 70". Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе.
В качестве обоснования своего довода заявитель приводит ссылку на Приложение N 2 СанПиН 3.3686-21, которое регламентирует обеспечение проведения обеззараживания при осуществлении работ с ПБА, что предусматривает работу с "микроорганизмами, вирусами, белковоподобными инфекционными частицами (прионами), ядами биологического происхождения (токсинами) и иными биологическими агентами, в том числе созданными в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способных вызывать патологический процесс в организме человека или животного, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены", т.е. в ограниченных условиях, например, в условиях лабораторий, а не в широкой медицинской практике. Дополнительно необходимо отметить, что в цитируемом заявителем положении СанПиН 3.3686-21 приводятся требования к минимальному процентному содержанию спиртов при проведении обеззараживания объектов в отношении бактерий, не образующих спор. При этом Заказчик проводит дезинфекцию объектов не только в отношении возбудителей бактериальных инфекций. Актуальными для Заказчика являются режимы дезинфекции в отношении возбудителей вирусных, грибковых инфекций, туберкулеза и т.д.
Приложение 2 к СП 3.3686-21
Обеспечение проведения обеззараживания при осуществлении работ с ПБА
Таблица 1
1. Бактерии, не образующие споры |
1.1. Химический метод обеззараживания с использованием растворов дезинфицирующих средств |
1.1.1. Хлорактивные: |
хлорамин (содержание активного хлора - АХ, не менее 24%): |
0,5 - 3,0%-е растворы (по препарату). |
гипохлорит кальция - содержание АХ 45 - 54%: |
15%-е осветленные растворы, содержащие не менее 5% АХ; |
дезинфицирующие средства на основе натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты (таблетки, гранулы). |
дезинфицирующие средства на основе трихлоризоциануровой кислоты (таблетки, гранулы). |
гипохлорит натрия (содержание активного хлора не менее 14%): |
1%-й (по АХ) раствор. |
другие средства на основе хлорактивных соединений |
1.1.2. Кислородактивные: |
- водорода перекись медицинская (содержание перекиси водорода - ПВ не менее 30%): |
3,0 - 10%-е (по ПВ) растворы. |
1.1.3. Средства на основе катионных поверхностно-активных веществ. |
1.1.4. Альдегиды: |
дезинфицирующие средства на основе глутарового альдегида. |
1.1.5. Кожные антисептики на основе: |
спирта этилового (не менее 70% по массе); |
спирта изопропилового (не менее 60% по массе); |
смеси спиртов (не менее 60% по массе). |
Вместе с тем, СанПиН 3.3686-21, п. 3575, п.3515 и МУ 3.5.1.3674-20, п.2 Приложения N2 предусматривают, что "кожные антисептики имеют, как правило, оптимальную эффективность при концентрации спиртов (по массе): этилового - не менее 70%...", относя такие характеристики к средствам монокомпонентным (без дополнительных антимикробных добавок), т.е., содержащих только спирт, а по рассматриваемому пункту требуется средство композиционное, содержащее в своем составе (кроме спирта) ЧАС (четвертичные аммониевые соединения). Согласно МУ 3.5.1.3674-20, п.2 Приложения N2 указано, что "в композиционных составах кожных антисептиков оптимальное суммарное содержание этилового и/или изопропилового и/или пропилового спиртов должно составлять 60-70%".
По рассматриваемому п.1 технического задания заказчику требуются дезинфицирующие салфетки, целевым назначением которых является дезинфекция поверхностей, что подразумевает и поверхности оборудования и приборов, гигиеническая обработка рук, профилактическая обработка ступней ног и внутренней поверхности обуви.
Устанавливая требования, заказчик, в т.ч., руководствовался п. 3478 СанПиН 3.3686-21, который предписывает: "При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость медицинских работников" и п.3583 СанПиН 3.3686-21: "При выборе дезинфекционных средств необходимо учитывать рекомендации изготовителей медицинских изделий касающиеся воздействия конкретных средств на материалы этих изделий". Кроме этого, с целью снижения токсикологического и повреждающего воздействия без ущерба активности нами установлен порог процентного содержания спирта.
3. В своей жалобе заявитель указывает, что "Все указанные Заказчиком и обжалуемые Заявителем параметры дезсредств по всему техническому заданию противоречат действующему законодательству и служат одной цели - ограничению конкуренции". При этом жалоба не содержит примеров и доказательств того, что каким-то образом нарушаются права и законные интересы, в т.ч., ограничивается его возможность участия в закупке; не имеется информации об отсутствии у Заявителя возможности осуществить поставку товара с характеристиками, установленными документацией.
Заказчиком при описании объекта закупки использованы показатели, которые обусловлены целями оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам учреждения при выполнении требований профильных нормативов. Установление дополнительных требований, таких как, содержание действующих веществ, антимикробная активность, режимы применения, экономические показатели и т.п. к дезинфицирующим средствам, предназначенным для практического применения, для заказчика отражают их целевую направленность.
Так, например, требования к активно действующим веществам, их процентному соотношению; требование об отсутствии в составе тех или иных компонентов являются стандартными, регламентированы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней, п. 3575, где указано, что в МО должен быть не менее чем месячный запас дезинфицирующих средств различного химического состава и назначения. А п.3515 предписывает, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекций связанных с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП) в медицинской организации (далее-МО) проводятся следующие санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: осуществление микробиологического мониторинга за возбудителями ИСМП с видовой идентификацией (типирование) возбудителей ИСМП, выделенных от пациентов, персонала, из объектов внешней среды, определение спектра устойчивости выделенных штаммов к антибиотикам и дезинфицирующим средствам с целью разработки рациональной стратегии и тактики их применения; эпидемиологическую и гигиеническую оценку больничной среды, условий пребывания пациентов и работы медицинского персонала в МО; оценку эффективности проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий; прогнозирование эпидемической ситуации". В связи с этим, как очевидно, требования в отношении действующих веществ продиктованы профильным нормативом.
Требования к экономическим показателям (расход средства, время обеззараживания и т.п.) являются расчетными единицами потребности на промежуток времени. Таким образом, набор показателей не является эксклюзивным, присущ всем средствам, разрешенным к обороту, и не ограничивают количество участников закупки.
Довод является необоснованным.
Жалоба ООО "Савир" (ИНН: 7452151128; ОГРН: 1197456025975, КПП: 745201001, директор: Глаголева Мария Сергеевна) от 23.09.2022 N 9892-ЭП/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N 727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Савир" (ИНН: 7452151128; ОГРН: 1197456025975, КПП: 745201001, директор: Глаголева Мария Сергеевна) от 23.09.2022 N 9892-ЭП/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая поликлиника N 1", при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N 0387200009122004285) необоснованной.
2. Предписание не выдавать
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Михайлова О.Н.
Петухова Ю.В.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.